Электросталь. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 17 августа

ясно+18 °C

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: крестопоклонная неделя

27 марта 2022 г., 4:10

Просмотры: 36


В третье воскресенье Великого поста на середину храма выносится украшенный крест. Затем он будет лежать здесь в течение всей недели. Размышляя сегодня об этом, хочу вспомнить рассказ из книги «Луг Духовный». Там рассказывается об одном разбойнике, который совершил множество страшных злодеяний. И вот он пережил глубокое раскаяние, пришел в пустыню к старцу и просил помочь ему вымолить у Бога прощение. Старец дал разбойнику монашескую одежду и велел монахам спрятать его в отдаленной пещере, где бы он мог постом и молитвой восстановить мир с Богом. Разбойника, понятное дело, искали, но монахи не выдали его властям.

Шли годы. Старец время от времени спрашивал монахов, как спасается брат – бывший разбойник. Ему отвечали, что тот ведет жизнь, исполненную самого сурового подвига, терпит тяжкие лишения и пребывает в непрестанной покаянной молитве, плача о прошлых грехах своих. Нет сомнения, что он уже давно примирился с Богом.

И вдруг неожиданно бывший разбойник приходит к старцу и просит вернуть ему его разбойничью одежду. «Зачем, брат? Ты столько лет пребывал в подвиге! Что побуждает тебя? Неужели снова решил стать разбойником?» – «Нет, я должен явиться в городе». – «Но ведь тебя тотчас же схватят и предадут мучительной казни». – «Именно для того и иду. Много лет я молился о прощении, но чувствую, что все грехи мои прощены, кроме одного. В последнее время стал мне являться мальчик, которого я убил когда-то. И вот он не дает мне покоя, приходит и спрашивает: «Зачем ты меня убил?» И чувствую, что должен за это пойти и принять смерть, иначе не простится мне этот грех».

Переодевшись, бывший разбойник вернулся в город и там действительно принял муки и смерть, которыми, как верил он и другие монахи, окончательно примирился с Богом.

Не все в этом рассказе понятно сразу. Кому нужны были эти страдания и гибель? Богу? Нелепо думать, что Бог желает хоть чьих-то мук. Мальчику? И это трудно принять. В загробном мире вряд ли есть место мстительности. И здесь мы подходим к тайне, которую едва ли можно объяснить и понять.

Дело в том, что любой грех прежде всего разрушает душу самого грешника. Любой недостойный поступок, гнилое слово, грязная мысль царапает, ранит и калечит нашу душу. И чем грех страшнее, тем страшнее повреждение души. И если произошла кража, убийство, то жертва не только тот, у кого украли или кого убили. Вор или убийца пострадал куда больше, хоть до поры и не знает этого. Узнает, когда придет время.

Повреждение повреждению рознь. Бывает, образно говоря, царапина, а бывает и перелом. Можно ли это излечить? Можно. Однако по силе болезни и лекарство. Что-то требует лишь покаянного вздоха, что-то сугубой молитвы, что-то епитимьи, поста. А что-то не может быть восстановлено, если не пройдет человек через страдания, боль, скорбь. Подобно как и в телесных немощах: кому-то достаточно наложить пластырь, а кому-то не обойтись без тяжелой и сложной операции.

Не Богу, не мальчику, а самому бывшему разбойнику нужно было пройти муки, смерть, потому что без этого не могла его душа совершенно обновиться, очиститься, воскреснуть в вечной жизни. Почему так, мы не знаем. Здесь, повторю, тайна. Возможно, эта тайна откроется нам в «жизни будущаго века». А пока, в жизни земной, нужно довериться Богу, Который знает больше, чем мы, и с терпением принимать все, что необходимо для восстановления и обновления нашей искалеченной грехами души.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8.34), – читаем мы в самой середине поста, в неделю Крестопоклонную.

«Возьми крест». Сам Бог, став Человеком, не нашел другого способа обновить «растлевшее грехом естество наше». Облекшись в нашу плоть, Он принял ее такою, какой она стала в результате грехопадения – подверженной скорби, немощам, боли, смерти. И для того чтобы это принятое на себя естество человеческое совершенно обновить, восстановить, воскресить, ко всему величественному и прекрасному, совершенному Им в жизни, необходимо было еще пройти и через поругания, пытки, невыносимую боль, человеческий позор и самую мучительную смерть. Перед тем как это совершилось, Сын, истекая кровавым потом, умолял Отца: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26.39).

«Если возможно...» Оказалось, невозможно. И тогда Он помолился иначе: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26.42).

И когда мы оказываемся перед опасностью тяжких страданий, а то и смерти, и желаем, чтобы они минули, чтобы беда прошла стороной, нет в этом желании ничего постыдного, оно вполне законно и понятно. Страдания и скорби не есть благо. Человек призван к Радости. Но если нет к этой Радости иного пути, кроме как через боль и скорбь, то повторим вслед за Божественным Сыном: «Да будет воля Твоя». И тогда, как прекрасно говорится об этом в Псалтири, «вечером водворяется плачь, а на утро радость» (Пс. 29.6), «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию. С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои» (Пс. 125.5-6).

«Возьми крест свой», но помни, что он же и орудие позорной смерти, он же и знамение славной победы, он же символ всей той горечи и боли, которой не миновать нам в земной жизни, он же и залог вечной радости. «Ибо думаю, – пишет апостол Павел, – что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8.18). Аминь.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН

Обсудить тему

Введите символы с картинки*