Электросталь. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 6 июля

облачно с прояснениями+29 °C

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа: неделя о расслабленном

16 мая 2022 г., 19:20

Просмотры: 56


Минувшее воскресенье называется в Церкви «Неделя о расслабленном». В этот день мы вспоминаем, как однажды Иисус Христос пришел в очень страшное место – купальню, называвшуюся Вифезда (то есть Дом милосердия), «при которой, как повествует Евангелие, было пять крытых ходов: в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших...» (Ин. 5.2-3). Все эти люди ожидали милости Божией, «ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел» (Ин. 5.4-9).

В какой-то момент, перечитав этот отрывок, понимаем, что это не просто рассказ об одном из многочисленных чудес. Это рассказ о нас с вами, рассказ о мире, в котором мы живем, мире, населенном «великим множеством больных, слепых, хромых, иссохших». И если большинство этих больных не считают себя таковыми, если они бодры и самоуверенны, то лишь потому, что плохо себя знают. Рано или поздно самые «крепкие» увидят, как иллюзорна их сила. Плохо, если это случится в последние мгновения земной жизни. Еще хуже, если за порогом смерти, когда душа начинает видеть вещи в истинном свете.

«Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» – одно из характерных православных молитвенных воздыханий. «Помилуй меня, Господи, потому что я немощен». Как легко найти в этом прошении повод для насмешки над верующими. «Христианство – религия слабых, – говорят наши критики, – посмотрите, ведь они сами этого не скрывают».

А поскольку не хочется никому быть слабым, то и отворачиваются люди от веры Христовой, и обращаются к тем учениям и верованиям, которые сулят обретение силы, новых возможностей, необыкновенных способностей. Становятся йогами, магами, биоэнергетиками и так далее.

Но пусть не обманываются «сильные» своею силою – у них еще будет возможность убедиться, чего она стоит. И пусть не обманываются они нашей слабостью. Прекрасно сказал апостол Павел: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12.10). Признать свою слабость – дело для нас необходимое, но на этом нельзя останавливаться. Мы знаем, что БЛАГОДАТЬ – вот подлинная сила, вот что может сделать человека по-настоящему крепким и мужественным. Обретает человек благодать – и нет для него невозможного; уходит благодать – и ученики Христовы бросают Учителя, а Петр трижды отрекается от Него.

Признать себя немощным и остановиться на этом – гибельно и постыдно.

Признать себя немощным и призвать помощь Божию – обрести подлинную силу.

Это возможно только при соблюдении трех условий. Во-первых, до конца осознать совершенную собственную беспомощность, несостоятельность, неспособность сделать хоть что-то доброе.

Во-вторых, испросив силы у Бога, быть полностью уверенным, что получим ее, ни в малейшей мере не сомневаясь. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1.6-7).

И, наконец, третье: получив силу, ощутив ее в своей душе, ни на мгновение не забыть, что это не наше, что это дар, который может быть отнят (и будет отнят!) у того, кто забудет о Дарующем и возомнит, что источник силы – в нем самом.

Прекрасный образ находим в Ветхом Завете. Израильтяне сражаются с амаликитянами (Исх. 17.10-12). За сражением наблюдает вождь израильтян – Моисей. И когда он воздевает руки к небесам, израильские воины обретают силы и побеждают. Но стоит Моисею опустить усталые руки к земле, силы покидают его народ и воины начинают отступать.

И другой замечательный ветхозаветный пример. Поединок пастушка Давида с богатырем Голиафом. Голиаф вооружен до зубов, силен и могуч. Давид идет ему навстречу лишь с посохом, пращой и несколькими подобранными с земли камнями. Голиаф возмущенно говорит: «Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?» Как замечателен ответ Давида: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа» (1 Цар. 17.43,45).

А разве вся Псалтирь не есть смиренное исповедание своей немощи и одновременно совершенное упование на несомненную помощь Бога?

Кто говорит, что христианство – религия слабых, тот ничего не понимает в христианстве. Да, мы немощны, мы те самые «больные, слепые, хромые, иссохшие», если не телом, так душой. И весь мир наш – купальня Вифезда. Но мы верим в Бога! И не просто в то, что Он есть, а в то, что Он восполнит нашу немощь Своею силою. И нет на свете никого сильнее, чем тот немощный, в которого вселился Дух Божий, ибо, как пишет апостол Павел: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12.9). Аминь.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН

Обсудить тему

Введите символы с картинки*