Электросталь. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

понедельник, 15 августа

облачно с прояснениями+18 °C

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

24 дек. 2021 г., 11:40

Просмотры: 18


День седьмой

Сегодня хочу напомнить нашим читателям евангельское чтение, которое звучало в храмах в минувшее воскресенье. Рассказывалось, как Господь совершил одно из своих многочисленных чудес: исцелил сгорбленную женщину, которая восемнадцать лет не могла разогнуться. И вот Господь в синагоге при стечении множества людей в день субботний исцелил эту женщину. Мы видим, какая была реакция: с одной стороны, можно было восхититься, обрадоваться! Но, с другой стороны, вообще-то, это произошло в день субботний, а в этот день не положено ничего делать. Начальник синагоги возмущен: нарушена суббота! 

Вообще, надо сказать, что для иудеев суббота играла огромнейшую роль. 

Нам с вами трудно представить, насколько важной в духовной жизни иудеев была (и остается у современных иудеев) суббота. Те, кто бывал в Израиле, видели, как в субботу жизнь всей страны изменяется: закрываются магазины, практически прекращается движение на дорогах (в еврейских, во всяком случае, кварталах), становится гораздо меньше людей на улицах; люди верующие, религиозные иудеи выходят на улицу нарядные, в белых рубашках, в красивых меховых шапках, и видно, что это для них такой праздник. Я даже про себя думал, что хорошо бы, чтобы и мы, православные, к воскресенью относились бы с таким благоговением, с которым они относятся к своей субботе. 

 Одна из десяти заповедей (самых главных заповедей), четвертая, гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему». Пусть вся деятельная жизнь остановится, и не только сам от всех дел своих удались, но, как сказано в ветхозаветных книгах, «не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих». 

Я знаю, что для религиозных иудеев это и сегодня важно. Я читал, что когда евреи эмигрировали в большом количестве в Америку, то многие из них устраивались на работу (а трудно было на работу устроиться), работали до субботы, а в субботу не выходили на работу. Их, естественно, тут же увольняли; они опять вставали на биржу труда, дожидались, и когда их снова устраивали на работу, до субботы работали, а в субботу снова не выходили… И это, честно говоря, вызывает уважение. 

Но важно только, чтобы это не доходило уже до абсурда, чтобы человек, свято чтя свои традиции, все-таки понимал, что есть нечто гораздо более важное, чем слепое следование букве.

Господь, конечно, будучи иудеем, почитал субботу и все выполнял, как нужно. Но только Он правильно понимал субботу.  Суббота – день покоя, день отдыха.  А для чего отдых вообще? Отдых для чего нужен человеку?  Можно говорить о двух пониманиях отдыха. Первое: отдых – это некая награда за то, что ты потрудился. Как у Высоцкого поется: «Мы славно поработали и славно отдохнем». 

Но есть еще и другое: отдых –  собирание сил для новой работы. Например,  сон. Для чего мы спим? Понятно, чтобы набраться сил, чтобы утром встать бодрыми и продолжать делать то, что должны.

Отдых подразумевает праздность. Но это совсем не обязательно понимать как безделье. Четвертая заповедь призывала «святить» день седьмой. То есть посвящать его Богу.  Но ведь, как мы знаем, «Бог есть любовь» (св. Иоанн Богослов). Поэтому, если мы хотим быть с Богом, если мы хотим, чтобы этот день был днем общения с Богом, то все, что наполнено любовью, совершается ради любви, ни в коем случае не будет нарушением субботы. Да, если я делаю какие-то житейские дела – ремонтирую свою квартиру или еще что-то в день седьмой, в огороде копаюсь, наверное, действительно тут сто́ит подумать.  И если есть какая-то возможность, то отложить. Но Господь не случайно приводит примеры, что вола-то отвязывают и ведут поить, и если овца упадет в яму, то вытащат ее, несмотря на субботу. Все наши житейские дела делятся на те, которые можно отложить, и те, которые отложить нельзя. 

Конечно, повторю, если в «седьмой день» есть дела, которые можно отложить, то лучше их отложить. Но ни в коем случае нельзя откладывать дела милосердия, дела любви.  Сегодня человеку плохо, ему больно, он скорбит, а ты говоришь: «Прости меня, я тебе помогу, но только завтра. Сегодня у нас день воскресный, поэтому пусть у тебя еще поболит, а завтра ты придешь – я помогу».  Человеку, который страдает, человеку, который скорбит, человеку, которому больно, а у тебя есть возможность ему помочь здесь и сейчас, надо помогать здесь и сейчас, что бы там ни было.

Такой пример дает нам Господь, когда исцеляет согбенную женщину и с горечью говорит о людях, которые этого не понимают.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН

Обсудить тему

Введите символы с картинки*