Электросталь. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

четверг, 6 октября

пасмурно+11 °C

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа: возлюбим друг друга

23 марта 2022 г., 14:23

Просмотры: 26


Великий пост, среди прочего, призван обновить или как-то освежить в нашем сердце самые важные, самые драгоценные истины, на которые опирается наша вера. Такой важнейшей истиной являются слова святого апостола Иоанна Богослова: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем». Об этом мы говорили уже многократно, но сейчас стоит снова повторить.

Когда человек постится, когда ограничивает себя в одном и другом, тренирует волю, укрепляет дух, важно не забыть, для чего все это нужно. Ведь сказал же апостол Павел, что даже «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Тем более нет никакой пользы от воздержания в пище, если это без любви и не ради любви. 

И все, что не с любовью, все, что против любви, – против Бога, какими бы правильными и убедительными словами это ни оправдывалось. Как прекрасно, что перед началом самой главной части литургии звучит возглашение: «Возлюбим друг друга…» Потому что если этого не будет, не имеет смысла ни молитва, ни Причастие. А, скорее, наоборот. Соль теряет силу и становится ядом, свет становится тьмой. Все, что против любви, – против  Бога. Поступки, слова, мысли и чувства. Но если недобрым мыслям и чувствам мы можем противопоставить молитву и тем самым обезвредить их яд, то слова и поступки исправить гораздо труднее.

«Возлюбим друг друга...» Как это прекрасно, но как же и трудно, а порой, кажется, и невозможно. Нет на земле ничего прекраснее любви, и нет ничего труднее. Трудность здесь порой так велика, что впрямь можно говорить о невозможности. С одной стороны, все мы кого-то любим, и нас тоже, надеюсь, кто-то любит. Но ведь сейчас, понятно, речь идет о другой любви. Не о той, естественной, человеческой любви-привязанности, основанной на взаимной симпатии, общности интересов, удовольствии от общения и так далее. Такая любовь понятна и приятна. Но Господь ее не очень-то высоко ценит: «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают мытари?» (Мф. 5.46).

От нас Он ждет другого: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5.44). Вот это-то и представляется практически невозможным, потому что неестественно. Такая любовь не согласна с самой природой человека.

Что же получается? Нас, выходит, Христос призывает идти против своей природы? Почти так, но не совсем. Лучше сказать не «против», а «выше». Согласитесь, это не одно и то же. Любовь к врагам, действительно, неестественна. К слову «естественно» напрашивается противопоставление – «противоестественно». Именно таковой видится многим любовь к «ненавидящим и обидящим нас». Однако «противоестественно» не единственный антоним слову «естественно».

Есть еще и другой – СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННО. А это совсем другое дело. Когда речь идет о человеке, «сверхъестественно» означает «невозможно». Однако «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18.27). Тот, Кто призвал нас любить врагов, только Он Сам и может дать нам силы для этого. И тогда невозможное станет возможным.

Впрочем, любовь к врагам – это уже высшая степень любви. У большинства из нас, я думаю, врагов в полном смысле слова не так много, а может быть, и вовсе нет. Зато достаточно людей несимпатичных и неприятных нам, тех, с кем просто не хочется иметь ничего общего, от кого хочется держаться подальше. Мы не желаем им ничего плохого, даже готовы сделать для них что-нибудь хорошее в силу долга, но все-таки любви никакой к ним нет, общение с ними тягостно. И часто мы можем видеть таких людей рядом с собою в храме. И на каждой литургии устами священнослужителя Господь призывает нас не просто терпеть их присутствие... Это бы еще куда ни шло. Нет, от нас требуется возлюбить их. Возможно ли! Впрочем, мы уже сказали о том, кому это невозможно, а Кому все возможно.

И потому слова «возлюбим друг друга» будем понимать не столько как призыв к нам, сколько как наше прошение к Господу. Мы просим о самом главном, о том, без чего бессмысленно все остальное. Мы просим дара любви. Без нее никакие мы не христиане. Ведь никуда не спрятаться, никуда не уйти от ясных слов Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга...» (Ин. 13.34). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13.35).

Протоиерей Игорь ГАГАРИН

Обсудить тему

Введите символы с картинки*