Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 23 августа

облачно с прояснениями+21 °C

Онлайн трансляция

Станция юных техников в Электростали открылась 17 февраля 1944 года. Сейчас она находится по адресу: г. Электросталь, ул. Радио, 38

10 апр. 2014 г., 17:15

Просмотры: 504


12 апреля – День космонавтики

12 апреля – День космонавтики

История одной аварии

Нина БАСИСТАЯ

В ПРОШЛОМ году 25 марта на улице Корешкова автомобиль «Форд Фокус» сбил пенсионера. Рядовая информация взволновала многих.

ДТП с космическим размахом

Пострадавшим пешеходом оказался Виктор Семенович Рожков, человек, благодаря которому многие электростальские мальчишки и девчонки всё еще продолжают мечтать о космосе, создавать летающие модели ракет и выбирать профессии, связанные с ракетостроением. В течение двух месяцев преподаватель находился на лечении. Занятия на станции юных техников в кружке ракетомоделирования никто не проводил. Старты ракет, приуроченные ко Дню космонавтики, не состоялись. Подготовка к ответственным соревнованиям оказалась на грани срыва.

Земля в иллюминаторе видна

Запустить человека в космос самостоятельно сегодня могут только две страны – Россия и Китай. У всех остальных собственные пилотируемые корабли отсутствуют или находятся в разработке. К тому же на Международной космической станции у России есть четыре модуля, и только наша страна проводит работы по дальнейшему расширению МКС. Самые частые запуски грузового корабля для снабжения космической станции тоже у нас. А глобальные системы спутниковой навигации есть лишь у двух стран – России и США. У остальных таких систем или нет вообще, или они локальные. Так что пока есть чем гордиться. Но сколько еще продлится это «пока»?

Полет проходит нормально

Базу для современной космонавтики создавала молодежь 60-х. Те, кого воодушевил запуск первого спутника, полет в космос первого человека, первый выход в открытый космос. Виктор Рожков хорошо помнит День космонавтики в 1961 году. Москва.

Улицы, заполненные людьми. Всеобщее ликование. Кружки технического творчества начали открываться во всех школах. И в каждом из них строили ракеты. К тому времени Виктор Семенович уже два года преподавал ракетомоделирование на электростальской станции юного техника.

Рожков рассказал о своей ученице Наталье Курастиковой. Еще подростком она смогла построить летающую модель «Востока» в масштабе 1:100 – того самого, на котором Юрий Гагарин облетел Землю. Сейчас копии известных ракет строят все, кто изучает ракетомоделирование. Но в 1968 году из-за режима секретности у Натальи не было ни чертежей, ни фото этой ракеты. Она высчитала все пропорции, основываясь лишь на одном факте – стал известен диаметр сопла двигателя, который составлял 650 мм. Девушка стала чемпионкой СССР, а электростальская СЮТ вошла в историю ракетомодельного спорта, потому что именно здесь впервые удалось подготовить к запуску не просто ракету, а уменьшенную копию настоящей.

За 70 лет существования СЮТ ее воспитанники завоевывали первые места на соревнованиях разного уровня – от муниципального до международного. Есть свой мастер спорта международного класса и заслуженный мастер спорта, более двадцати мастеров спорта, почти двадцать лауреатов именной стипендии губернатора Московской области и лауреатов премии президента Российской Федерации.

Встреча поколений

С первых дней работы в СЮТ молодой преподаватель имел непререкаемый авторитет. Еще бы! Победитель всероссийских соревнований по ракетомоделированию, энтузиаст, который заряжал неуемной энергией своих воспитанников, внимательный наставник. Не мудрено, что более двухсот его бывших учеников прочно связали свою жизнь с технической специальностью: генерал-майор авиации Алексей Фесенко, летчик-испытатель Алексей Морозов, летчики-инструкторы Сергей Морозов и Владимир Кудрев, авиаинженер Михаил Петров, исследователи в области космонавтики, ведущие специалисты ракетостроительных предприятий, руководители – заместитель главного энергетика завода «Электросталь» Николай Иванкин, главный инженер этого предприятия Андрей Сисев и многие другие. 28 февраля этого года состоялась встреча выпускников – смогли приехать более сорока человек. Были и те, кто начал заниматься у Рожкова в далеком 1959-м.

А конструктор научно-производственного центра им. Хруничева Максим Шехватов и аспирант МВТУ им. Баумана Николай Муллин – это, по словам Виктора Рожкова, не просто инженеры, а настоящие виртуозы. В их разработках много творческого начала, смелых идей, способных поднять российскую космонавтику на высокий уровень. Подрастает и новое поколение толковых инженеров: Кирилл Можаев, Никита Белебеха и Виталий Пирогов. Несмотря на юный возраст они уже неоднократно выступали на серьезных ракетомодельных форумах.

Падение в будущее

Вот только у этих мальчишек вырисовывается весьма туманная перспектива развития своего технического таланта. Уже два месяца они занимаются в небольшом помещении – из просторного многокомнатного кабинета площадью 245 кв. метров творческое объединение ракетомоделирования выселили. Пока временно. Повод – аварийное состояние потолка. По чьей вине перекрытие доведено до такого состояния? Почему не ремонтировали помещение, которое находится в здании, удобно расположенном в центре города? Кто и когда найдет средства на ремонт, раз детей уже выселили? Эти и другие вопросы беспокоят не только преподавателя, который полвека отдал СЮТ, но и родителей его учеников.

Класс общих занятий, класс для самостоятельных работ, огромная библиотека по авиации и космосу – такого полного собрания книг по этой тематике нет даже в Центральной городской библиотеке. Куда приткнуться с многочисленными книгами и моделями ракет, производственными материалами, кубками и грамотами? Виктор Семенович сетует на то, что после развала Советского Союза стало трудно держаться на плаву – работа строилась на чистом энтузиазме. На учебный процесс, участие в соревнованиях и хозяйственные нужды денег не выделялось. Родители учеников и выпускники помогают чем могут: кто-то на своей машине отвозит ребят на соревнования, кто-то приносит материалы для работы. Подготовка ракеты для состязаний на всероссийском, а тем более на международном уровне – занятие недешевое. Только двадцатиграммовая баночка уникальной краски для ракеты стоит почти две тысячи рублей! А сколько надо повседневного материала для сотни ребятишек? Картон, канцелярские принадлежности, краски.

Так получилось, что ракетомодельный кружок оказался между спортом и образованием. Занятия по конструированию ракет называют дополнительным образованием, а участников соревнований по запуску ракет – спортсменами. А кто должен заниматься финансированием? На спорт выделяются огромные деньги, потому что от него зависит здоровье нации, а от образования – умственный потенциал нации. Но от освоения космоса зависит ни много ни мало – будущее нации. И первые шаги для этого нынешние подростки делают именно в ракетомодельных кружках.

Президент России Владимир Путин сказал, что для поддержки молодой науки надо воссоздавать кружки юных техников. Следом вышел указ, в котором говорится, что к 2020 году не менее 75 процентов школьников должны заниматься факультативными занятиями в кружках. Важно приобщать нынешнее поколение к технике и инновациям, а потом продолжать работать с молодежью в вузах. И может быть, тогда, лет через двадцать-тридцать, мы услышим имена новых Королевых и Хруничевых.

«Пока у нас самому молодому директору предприятия Роскосмоса будет 62 года, марсоходы нам будут только сниться, а «Фобосы» продолжат падать в грунт», – считает заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин. Это высказывание прозвучало после неудачного запуска очередного спутника 7 августа 2012 года. Стоит заметить, что производство и запуск разбившейся ракеты-носителя «Протон-М» и трех устаревших спутников «Глонасс-М» обошлись России в 4,4 млрд рублей. А спутник нового поколения «Глонасс-К» ждет своего старта с декабря 2012 года.

Что посеем, то и пожнем

Вполне понятно, что проблемы российской космонавтики начинаются на земле: в кружках технического творчества, которые закрываются из-за недостаточного финансирования; в школах, где не пропагандируется космонавтика как одно из важнейших направлений развития науки и техники; в высших технических заведениях, куда молодежь не хочет идти учиться «на инженера».

Выйти на недосягаемый для большинства стран уровень космонавтики, который у нас был в недавнем прошлом, стало возможно благодаря детским мечтам. Мальчишки 60-70-х годов искренне верили в полеты на Луну, грезили о Марсе и освоении всей Солнечной системы. Они занимались ракетомоделированием, получали техническую профессию, становились с годами специалистами высочайшего уровня. Нынешние юные ракетчики тоже верят, мечтают, строят ракеты и планируют связать свою жизнь с космосом. Но если сейчас разрушить эти мечты, что мы получим лет через тридцать? На ракетах какой страны будем летать? Кому и сколько платить, чтобы нашего космонавта доставили на орбитальную станцию? И будет ли у нас возможность там бывать?

***

После той злополучной аварии Виктор Рожков, не обращая внимания на неважное самочувствие, постарался как можно быстрее вернуться в СЮТ – к своим ученикам, к любимой работе, которой посвятил уже полвека, к моделям ракет. Работа закипела. Надо было в кратчайшие сроки подготовиться к соревнованиям.

Утро. Последние приготовления перед запуском ракеты. Тишина, сосредоточенность. «Ключ на старт! – командует Рожков и начинает обратный отсчет. – Три… Два… Один… Пуск!» Включается зажигание – и ракета взмывает... Миссия выполнена.

Врезка

Ракетомоделизм – технический вид спорта, в котором участники соревнуются в конструировании, изготовлении и запуске моделей ракет. Первые ракетомоделисты появились в 1920 году в Советском Союзе. На международном уровне вопросы ракетомодельного спорта курирует Международная авиационная федерация. В ней состоят более ста стран