Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 июня

ясно+19 °C

Онлайн трансляция

В истории Электростали он оставил яркий след

15 марта 2018 г., 11:17

Просмотры: 662


В марте этого года Леониду Константиновичу Новикову исполнилось бы 80 лет. Судьба отмерила ему немного, всего 55 лет. Но это были годы яркие, наполненные трудом, служением любимому делу и своему родному городу. В период глобальных перемен и смены эпох он возглавлял исполнительную власть нашего города.

фото из архива семьи Новиковых

Леонид Новиков и легендарный Анисим Богатов, директор ЭГАТП

«Человек интеллигентный и неравнодушный, он просто сгорел в то время, когда ему довелось быть на переднем крае нашей жизни», – считает его друг и коллега Владимир Полежако, который много лет возглавлял Электростальское пассажирское автотранспортное предприятие. Воспоминания Владимира Ивановича и легли в основу этой статьи.

Талант быть лидером

Леонид Новиков родился в Ногинске, в интеллигентной семье. Его отец Константин Васильевич был директором школы, мама Александра Галактионовна воспитывала детей, вела дом. В семье выросло трое детей. Старшая сестра Тамара долгое время работала на Машиностроительном заводе, младшая Надежда пошла по стопам отца, стала педагогом, многое сделала для воспитания молодого поколения. Она занимала ответственные должности: директор школы, директор медицинского училища, заместитель директора института стали и сплавов.

Леонид Константинович был единственным сыном и опорой всей семьи. С детства у него проявлялись лидерские качества. После школы окончил автомобильный техникум, был призван в армию. Направили его в учебку в город Плавск, где он должен был пробыть максимум полгода. А он там стал секретарем комсомольской организации и пробыл года полтора.

Вернувшись после армии в Электросталь, поступил в МИСиС, стал работать завлабораторией, где его очень ценили – в любом деле он умел находить нестандартный подход, буквально искрил новаторскими идеями. В 1973 году начал работать на грузовом автотранспортном предприятии.

«Богатовская» автобаза

Это предприятие в городе всегда называли «богатовской» автобазой, по фамилии его основателя и руководителя. Анисим Федорович Богатов – личность легендарная: фронтовик, инвалид войны. Он первый и единственный, как оказалось, в Советском Союзе сделал грузовую автотранспортную базу предприятием коммунистического труда (это и сейчас значится на мраморной доске ЭГАТП). Чувствуя, что пришло время готовить себе достойную смену, Анисим Федорович пригласил на должность главного инженера Леонида Новикова. Случилось так, что уже через три года Богатов скоропостижно скончался, и в 1976-м Новиков возглавил автобазу. Находясь у руля ЭГАТП, он активно развивал предприятие, сохраняя и приумножая богатовские традиции. Автопарк в то время был большой: 230 машин, 77 прицепов, грузы возили по всему Советскому Союзу. Люди старшего поколения помнят времена дефицита продовольствия, «колбасные» электрички из столицы. Машины грузового предприятия вместе со специалистами двух торговых предприятий (ОРС МСЗ и Электростальский торг) рыскали в буквальном смысле слова по близлежащим регионам, доставляя в город продукты. Надо сказать, что по сравнению с жителями многих других городов электростальцы в меньшей степени чувствовали продовольственный дефицит. И в этом была немалая заслуга Леонида Константиновича.

Невозможно было не заметить организаторский талант Новикова, он стал депутатом городского Совета. Власти предложили ему работать на освобожденной должности – сначала заместителем, а потом и председателем исполкома горсовета.

На смене эпох

Наступило время кардинальных перемен, когда рушился социализм и народное хозяйство всей страны перестраивалось на новый лад. Это был тяжелый период для производства и социальной жизни. Шел процесс акционирования, распродавалось все, в том числе и городские предприятия. Прежнее государственное устройство страны расшатывалось, Леонид Константинович очень тяжело переживал эти моменты. В эти трудные и неблагодарные годы необходимо было сохранить городскую инфраструктуру и рабочие места для горожан. Интеллигент по натуре, он не мог тогда махнуть рукой и просто уйти в сторону. Вместе со своими соратниками и единомышленниками (его заместителем был тогда Николай Павлович Зеленин, который позже стал первым городским главой) он не дал развалиться всему, что развалилось в других городах.

Последние годы

Напряженная работа и постоянный стресс его подкосили: Леонид Константинович заболел лейкемией. Настал момент, когда он уже не мог переносить тяжелые нагрузки и перешел на другую работу. В то время возникла необходимость создания российской транспортной инспекции. Нишу государственных перевозок активно занимали частники. Представьте, что в Электростали в те годы было 55 транспортных предприятий! В этой сфере предстояло наводить порядок. Леонид Константинович создавал транспортную инспекцию с нуля (тогда это был объединенный филиал Электростали и Павлово-Посадского района). Работал он, преодолевая болезнь, высокую температуру. Но силы таяли. Понимая это, пригласил в помощь других людей, меня в том числе. Вместе мы обучали персонал, руководили транспортным процессом города. И сумели в то время улучшить транспортную инфраструктуру Электростали. Во всяком случае, город не почувствовал тех бед, которых не избежали другие муниципалитеты.

Леонида Константиновича не стало 11 ноября 1993 года, ему было 55 лет.

Не самая длинная, но очень яркая жизнь. Этот человек оставил после себя яркий след.
 

Шмелёва Надежда Владимировна