Электросталь. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

среда, 25 мая

облачно с прояснениями+9 °C

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа: торжество православия

09 марта 2022 г., 14:30

Просмотры: 49


Торжество православия – праздник, отмечаемый Церковью в первое воскресенье Великого поста. Торжество! Радость победы! Сегодня многие не хотят понять нашей приверженности древнему православию, говорят об искусственности границ, возведенных между Церквями: «Не пора ли отказаться от них, ведь Бог один! Зачем вы противопоставляете себя друг другу? Зачем отделяетесь друг от друга?»

Действительно, не надо бы христианам разделяться. Вопросы законные, но не к нам. Православная церковь – единственная в мире, которая никогда ни от кого не отделялась. От нее на разных этапах истории отходили те или иные группы, создавались «новые Церкви», она же оставалась верной тому исповеданию веры, которое было изначально единым для всех. Мне очень нравятся слова митрополита Антония Сурожского, сказавшего, что Православная церковь – это первая христианская община, собранная вокруг апостолов и дожившая до наших дней. Разумеется, она выросла и в чем-то изменилась, как меняется человек, взрослея. Но и взрослея, он остается тем же, а не иным человеком. Так и Церковь, развиваясь, обогащаясь опытом новых и новых поколений христиан, остается той же, которую создал Спаситель, на которую снизошел Дух Святой в день Пятидесятницы.

С первых же лет жизни Церкви в ней стали появляться ереси, то есть учения, чуждые истинной вере. Порой они сотрясали основы ее так сильно, что казалось, Церковь не выдержит и кривда восторжествует над правдой. Так, без сомнения, и было бы, если бы Церковь состояла лишь из людей. Но Церковь – Тело Христово, и Христос – глава ее. Церковь живет Духом Святым, и как бы люди ни старались разрушить ее извне или изнутри, Бог не допускает и никогда не допустит этого.

Православие – это верность тому духу, которым жили христиане первых, апостольских времен. Во все времена, и в нынешнее тоже, появлялись различные учения, называющие себя богооткровенными.

Как проверить их истинность? Любое учение, любое философское, богословское или даже просто житейское мнение мы соотносим с учением Церкви. Учение же Церкви – это не набор каких-то официальных доктрин, одобренных и утвержденных церковной иерархией. Нет, это сокровищница духовного опыта, накопленного за две тысячи лет СВЯТЫМИ, то есть теми, кто достиг в земной жизни наивысшего совершенства, чистоты сердца, стяжав обилие благодати Духа Святого, особую близость к Богу. Оставаясь все же людьми, они могли расходиться во второстепенных вопросах, но в главном были едины. Именно то, в чем согласны между собою святые независимо от того, жили они много веков назад или в двадцатом столетии (например, преп. Силуан Афонский, прав. Иоанн Кронштадтский), именно это, общее и неоспоримое для всех них, мы и называем учением Церкви. Верность этому учению – верность Христу, верность этому учению и есть православие.

Все это не означает, что, осознав себя православными, мы можем превозноситься над остальными. «Для меня быть православной не столько честь, сколько ответственность», – рассказала одна православная бельгийка. Действительно, «кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12. 48). Нам дано очень много. И поэтому слова Спасителя «Вы – соль земли» (Мф. 5. 13), «Вы – свет мира» (Мф. 5. 14) обращены прежде всего к нам. И это не пожелание, а требование.

«Не гордись, но бойся», – предостерегает апостол Павел уверовавших язычников от превозношения над не уверовавшими иудеями (Рим. 11. 20). «Не гордись, но бойся», – скажем и мы себе. Бойся не оправдать ожиданий Отца Небесного. Страшно, если в конце жизни земной и в начале жизни загробной выяснится, что мы пренебрегли призванием.

Что же значит реально быть православным?

Во-первых, быть крещенным в Православной церкви. Таких людей сейчас много. Но это еще не все.

Во-вторых, постоянно вникать в Священное Писание и Священное предание, учение Церкви, участвовать в богослужениях и таинствах, стараясь выполнять все установления Церкви, касающиеся поста, молитвы, праздников и так далее. Таких людей гораздо меньше. Но и это далеко не все.

И наконец, в-третьих, быть верным Христу в жизни, свидетельствовать о Нем словом и, самое главное, делом, нелицемерною, деятельною, покрывающею все любовью. Таких совсем немного. Но именно они «свет мира», «соль земли», а значит, настоящие православные. И такими должны стать мы с вами.

Протоиерей Игорь ГАГАРИН

Обсудить тему

Введите символы с картинки*