Электросталь. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

вторник, 21 сентября

пасмурно+7 °C

Сергей УРСУЛЯК - известный российский режиссер, почетный гражданин города Электросталь

21 янв. 2016 г., 9:55

Просмотры: 2016


Сергей УРСУЛЯК: о себе, о творчестве, о стране

Сергей УРСУЛЯК: о себе, о творчестве, о стране

Надежда ШМЕЛЁВА


Творческая встреча Сергея Урсуляка со зрителями состоялась в конце прошлого года в Центральном доме журналистов. Случилось это буквально через несколько дней после того, как на канале «Россия» состоялась премьера новой экранизации «Тихого Дона»
последней и очень яркой работы режиссера. Побывали на этой встрече и электростальские журналисты, с которыми Сергей Владимирович отдельно пообщался накануне. Напомним, что известный режиссер имеет статус почетного гражданина Электростали. Нам важно было узнать, какими воспоминаниями о нашем городе он особенно дорожит, записать его предновогодние пожелания своим землякам. Часть этого рассказа была опубликована накануне дня рождения города («НН» № 98 от 25 декабря). Сегодня более полная версия интервью Мастера.

Электросталь считаю своей второй родиной

Новости недели | Сергей Владимирович, какую роль в вашей судьбе сыграл наш город, что особенно вспоминается?

Урсуляк | Электросталь считаю своей второй родиной, и это не преувеличение, ведь я бывал здесь регулярно и подолгу у бабушки и дедушки по маминой линии Сергея Степановича и Анны Павловны Хариных. Дед был военным пенсионером, работал директором архива на заводе «Электросталь». А еще раньше – полковником бронетанковых войск, прошел всю войну.
Отец тоже был военным, им с мамой приходилось колесить по стране, жить в отдаленных военных гарнизонах. Электросталь в ту пору считалась достаточно обеспеченным городом, поэтому бабушка забрала меня из Петропавловска-Камчатского, когда мне было всего полгода. На улице Первомайской прошла часть моего детства. Я прожил здесь первые три года, потом меня привезли к родителям. Позже раз в год обязательно приезжал к бабушке месяца на три. Случалось, что и годами жил в Электростали, когда папу переводили из одного места на другое. В школе № 14 я учился во втором, седьмом и выпускном классе.

НН | Помните кого-то из учителей, одноклассников?

Урсуляк |
К сожалению, помню мало фамилий, очень много школ было в моей жизни. Ближайшим моим товарищем в классе был Саша Логвинов, если он жив-здоров, большой ему привет. Какое-то время после окончания школы мы встречались, но потом судьба разбросала. В ДК «Октябрь» я занимался в драматической студии, которой руководил Юрий Федорович Малышев, провинциальный артист, думаю, очень хороший.

НН | Выходит, на сцене в Электростали вы сыграли свои первые роли?


Урсуляк |
Да, помню ставили «Трибунал» по пьесе белорусского драматурга Макаенка. Юрий Федорович играл главную роль крестьянина Терешки, а я – его сына Володьку, идейного такого подростка, который погибает, взрывая немцев. Так начинался мой актерский опыт, и я благодарен своему педагогу за то, что он сподвигнул меня на это дело.

НН | Вас помнят, кстати, и бывшие соседи по даче в Чириково.


Урсуляк |
Дача – это громко сказано: дом-скворечник, который дед построил, четыре сотки земли. Большая радость для бабушки – они у меня деревенские, любили работать на земле. А мы с мальчишками рядом грибы собирали в огромной березовой роще, теперь на этом месте дома выросли.

НН | Сейчас где останавливаетесь, когда приезжаете в Электросталь?

Урсуляк | Как правило, приезжаю одним днем. Обязательно посещаю кладбище, где похоронен дед (бабушка после его смерти переехала к нам в Москву), гуляю по улицам. Это ностальгические прогулки, многое вспоминается – все же было на моих глазах. Помню огромный пруд, в котором мы купались, позже на этом месте появился ЛДС «Кристалл». Помню ДК «Строитель», который сгорел. Очень жалею, ведь там мы смотрели кинофильмы. Остались теплые воспоминания о том времени. Наверное, потому, что здесь мне было хорошо.

«Гусарская баллада»: версия третьеклассника

НН | Были в вашем детстве знаковые события, которые, возможно, стали определяющими в выборе профессии?

Урсуляк | Меня рано научили читать, рано стали водить в кино. В юном возрасте впервые посмотрел «Гусарскую балладу» Эльдара Рязанова, и это стало потрясением. Не было фильма, который я просматривал такое количество раз! Так, наверное, только «Чапаева» смотрели люди старшего поколения. Вероятно, благодаря этому фильму стал интересоваться тем, как это сделано, что такое кино и кинопроизводство, режиссура, актеры, грим и так далее. Хотя мои родители были далеки от всего этого.

По натуре я немного крохобор, ничего никогда не выбрасываю. До сих пор у меня хранятся старые блокноты школьных лет, где можно прочитать распределение ролей в фильме «Гусарская баллада» среди учеников третьего класса, в котором я тогда учился… Причем очень серьезно к этому относился, до такой степени был увлечен, что все продумывал до деталей. Например, понимал то, что лошадей для третьеклассников лучше заменить на пони, которых я видел в Московском зоопарке. Поскольку жили мы тогда в Магадане, я написал письмо в Московский зоопарк и попросил прислать какое-то количество пони, чтобы реализовать замысел этой постановки… Из Москвы мне так и не ответили, поэтому «красная понница» в Магадане не появилась. Но, как выяснилось, это был опыт, который к чему-то привел.

С размахом от Магадана до Москвы

Урсуляк | Жизнь на другом конце страны, скажу вам, крайне важная вещь. Ежегодно мы с родителями летали в Москву из Петропавловска, Магадана или Хабаровска. Ощущение огромной страны, частью которой ты являешься, тоже потрясение. Не знаю, как бы я жил, если бы занимался другой профессией, но понимаю, что без такой страны – бесконечно тянущейся, с размахом от Магадана до Москвы и дальше – точно не могу существовать. И то, что я делаю как режиссер, – это результат жизни именно в такой стране.

Мое творчество никакого отношения не имеет к Голливуду, это советское кино. Помню, когда сделал первую картину, мои коллеги сказали: «Ты снял папино кино...». Пусть так: что люблю, то и делаю. Я воспитан на советском кино и ничего плохого в этом не вижу, потому что и литература у нас есть гениальная, и кино великое. Это мой багаж, этим я живу и работаю изо всех сил. Изо всех сил – это точно про меня: сколько дано, сколько отпущено, буду работать, ничего не оставляя на потом. У меня не все получается, это правда. Но я честен перед собой. Нравится – смотрите, не нравится – не смотрите. Есть много чего другого в наше время смотреть.

Когда все против всехэто тупиковый путь

НН | Почему и у кого появилась идея новой экранизации «Тихого Дона»?

Урсуляк | Когда экранизируется отечественная классика Толстой, Шолохов, Булгаков, Солженицын и далее по списку – это правильно. Может получиться лучше, может хуже, но тут уже другая история. Но я убежден, что у каждого поколения должно быть свое прочтение классики. Это всегда толчок к тому, чтобы перечитать произведение. И здорово, что этим занимается телевидение. Мы ведь сойдем с ума, если будем смотреть только вечно ругающихся спикеров на ток-шоу... Так же нельзя, это ведь не мы!

А Шолохова очень люблю. Экранизация такого романа – дорогая вещь, поэтому благодарен руководству канала «Россия» за то, что они поддержали мое предложение (при том, что не было еще сценария и планы у канала были другие). Они согласились недолго думая, понимая, что делать это надо именно сейчас. Роман очень актуален сегодня, потому что рассказывает о страшном времени, когда под влиянием каких-то идей мы становимся врагами внутри одной нации и одной семьи.

НН | После премьеры фильм активно обсуждали, в том числе и на страницах нашей газеты. Впечатления разные: кто-то принял эту версию, кто-то нет.

Урсуляк | Я давно не встречал такого разброса мнений – от восторгов до полного неприятия. Скажу так: у тех, кто подключился к картине и действительно ее смотрел от начала до конца, реакция нормальная. Кто не подключился по тем или иным причинам – фильм не приняли. Я этой работой старался сказать, что когда мы все против всех – это тупиковый путь. Если меня услышали – хорошо.

НН | Услышали. Наши читатели примерно так же формулируют главную мысль, увидев весь ужас и бессмысленность гражданской войны. Но в вашей киноверсии другие акценты. К примеру, Кошевой в фильме более мерзкий тип, чем у Шолохова.

Урсуляк | Не то чтобы он совсем мерзавец – движения души у него есть какие-то. Но он человек своего времени. Как только для тебя идеология становится важнее всей жизни, то, каким бы замечательным парнем ты ни был, делаешь выбор не в пользу живого человека, а ради абстрактной идеи. Нам важно не скатиться до этого. Фокус этой истории не в правоте «красных» или «белых», а в том, что при таком количестве крови эта правота уже никому не нужна.

Прежнюю страну я любил больше, чем эту

Урсуляк | Я ничего не снимаю про современность, потому что не очень это время ощущаю. А что было дальше по времени, до периода 90-х, хорошо помню и люблю. Хотя я состоялся в последние годы, ту страну любил больше, чем эту, там себя чувствовал уютнее. Я все понимаю про то время, как мне кажется. В той стране не застал кошмара кошмаров, а тот застойный кошмар, который вспоминаю, даже милым сейчас кажется.

Москву обожал, отчасти и поэтому любил жить в Электростали. Мог в воскресенье взять у бабушки рубль, сесть в электричку, приехать на Курский вокзал и до вечера гулять по московским улицам. С возрастом этот город стал для меня менее уютным, хотя и живу в столице постоянно. Тогда, в детстве, это был больше город для жизни, чем сегодня. Отчасти потому, что мы были ровнее, без крайне богатых и крайне бедных.

Богатые люди в нашей стране тоже разные. Поразительная вещь случилась во время работы над «Тихим Доном». В разгар съемок случился финансовый кризис, мы оказались в тяжелой ситуации. И вдруг появился человек, который предложил нам помощь, Али Мусаевич Узденов. Я долго высчитывал, чего он хочет, не просто же так. Оказалось, совершенно бескорыстно. Он из Ростовской области, живет в станице, которую сам, по сути, создал. Церковь построил, принимает беженцев, ходит босой по этой земле, как Лев Толстой. Знаю, что он помогает футболистам, хоккеистам и еще огромному количеству людей. Помог и нашей картине. Для чего? Не ради славы и корысти. Просто у него было то, чего у меня в той ситуации не было, и он поделился. Это тот случай, когда богатство идет в дело, во благо.

НН | У людей вашего склада, как правило, развита интуиция. Что вы думаете о ближайшем будущем нашей страны?


Урсуляк |
Я уже говорил, что не очень понимаю нынешнее время и уж тем более не могу предсказывать будущее. Кризис наших дней достаточно очевиден. Очень часто меня дико изумляет со знаком минус то, что у нас происходит. Я просто хотел бы, чтобы выход из этого периода был помягче. Не хотелось бы еще раз пережить крушение всего, вновь остаться на обломках. Задора строить все заново у меня уже нет, а оставлять детям разрушенную пустошь мне бы тоже не хотелось. Желаю всем нам благополучно пережить это непростое время, сохранить человеческие отношения и чувство собственного достоинства.

Врез:

Досье «НН»

Сергей Урсуляк – известный российский режиссер, сценарист и актер.

Родился в семье военнослужащего, детство прошло в Электростали и Магадане.

В1979 году окончил актерское отделение театрального училища имени Щукина (мастерская Евгения Симонова). До 1991 года играл в театре «Сатирикон», в 1993-м окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Владимира Мотыля).

Самые известные режиссерские работы в кино: телесериалы «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон».
Отмечен правительственными наградами, лауреат премии «Ника», почетный гражданин города Электросталь. 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*