Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 18 ноября

облачно с прояснениями+1 °C

Онлайн трансляция

Педагог лицея № 7 признана лучшим учителем русского языка и литературы Подмосковья

02 нояб. 2017 г., 10:46

Просмотры: 292


Заслуженную победу в областном конкурсе на звание «Лучший учитель-предметник и учитель начальных классов» одержала Елена Гуреева и получила премию губернатора Московской области. О том, как это было, а также о некоторых аспектах своей профессии она рассказала нашим читателям.
Автор фотографии: Светлана ОБОЛОНКОВА

Новости недели | Елена Михайловна, что вы почувствовали, когда вас официально признали лучшим в Подмосковье учителем русского языка?

Гуреева | То, что я победила, на мой взгляд, просто удачное стечение обстоятельств. Видимо, звезды сошлись, потому что я никогда не сказала бы о себе, что намного профессиональнее остальных 67 участников. Каждый муниципалитет представил своего лучшего учителя. Все они очень сильные педагоги, я видела реальных конкурентов. С некоторыми из них была знакома и раньше, поскольку не первый год являюсь экспертом ЕГЭ и ГИА. Честно говоря, я вообще не люблю показательные мероприятия, в том числе конкурсы. Каждый для меня настоящее испытание. Столько слез было пролито с этим, на звание лучшего учителя. Отнекивалась до последнего, но методический центр сказал надо, и пришлось согласиться. Ну а дальше уже был просто ответственный подход к делу. На мой взгляд, именно чувство ответственности – самое сложное в любой профессии. Если человек испытывает это чувство, он в каждом деле будет его испытывать. Мы, учителя, отвечаем за то, как донесли до детей информацию. Врач – за правильность лечения, сварщик – за качество приваренной детали. Даже домохозяйка, готовя ужин, переживает, будут ли муж и дети довольны ее стряпней.

НН | Когда решили стать учителем?

Гуреева | Когда встал вопрос о выборе профессии. По окончании школы в 1987 году я подала документы в Московский областной педагогический институт им. Крупской, но, к сожалению, не поступила. Обиделась страшно и тут же пошла работать в школу вожатой, хотя мне на тот момент еще и восемнадцати не было. На следующий год решила: раз меня Крупская не приняла, пойду в пединститут им. Ленина. А про себя подумала: если и на этот раз не поступлю, то в следующем году пойду на журфак в МГУ. Но экзамены выдержала и ни разу не пожалела, что училась в этом вузе. Педагоги у меня были замечательные и предметы очень интересные. Получив диплом, пришла на работу в 7-й лицей, где тружусь вот уже почти четверть века. В будущем году у меня 25-летний юбилей учительского стажа.

НН | Какой предмет вам больше нравится преподавать?

Гуреева | Не могу выделить, какой предмет люблю больше. Наверное, в старших классах интереснее преподавать литературу, которая учит думать, размышлять. Ребята на уроках высказывают свои взгляды, порой парадоксальные. Предлагают очень интересные темы для обсуждения. Например, два года назад моя ученица на Ломоносовских чтениях защищала проект «Цветы в литературе». Надо было слышать, с каким интересом и старанием она разобрала, разложила по полочкам символику самых разных цветов. А в прошлом году один из старшеклассников описал то, что символизирует дождь в произведениях писателей, поэтов и даже художников. Причем это была не просто компиляция, но и собственное творчество, свое видение. А вот в среднем звене люблю читать курс русского языка. Знание его очень важно для становления личности любого человека, тем более сегодня, когда культура языка, умения ясно излагать мысли все больше и больше уходит в прошлое.

НН | Как вы относитесь к ЕГЭ?

Гуреева | Не могу сказать, что негативно. Альтернативы ЕГЭ сегодня уже нет. Эту систему надо принять, понять и с ней работать. А работать можно по-разному, не тупо натаскивать учеников на тесты, а давать знания совершенно по-другому. Сегодняшним детям нужна структура – это однозначно. Разве плохо, когда ребята по результатам экзаменов в школе поступают в институт без вступительных экзаменов. К минусам же можно отнести то, что одаренный ребенок не всегда способен выполнить тестовые задачи из-за того, что не вписывается в строгие рамки. Но таких детей, обладающих нестандартным мышлением, эксперт видит, ведь развернутый ответ проверяет не машина, а человек.

НН | Есть что-то, что раздражает в работе?

Гуреева | Бумаги. Не те, что необходимы для работы, такие как план урока, а те, в которых я не вижу смысла. Ну какой, например, смысл в переписывании программы? Любое нововведение, изменение на глобальном уровне необходимо защищать в министерстве. А если я ничего не меняю, зачем мне ее перепечатывать, тратить время и силы? Но, видите ли, положено, чтобы у учителя была рабочая программа, где прописано, сколько часов будет отведено на ту или иную тему. Когда я пришла работать в школу, у нас была тоненькая тетрадочка в 12 листов – календарно-тематическое планирование. А сейчас рабочие программы по 26-30 печатных листов.

НН | Замечаете, наверное, что дети сегодня стали меньше читать. Как, на ваш взгляд, приучить ребенка к чтению?

Гуреева | Считаю, чтение должно быть семейным. Если родители с детства читали вслух малышу книги и сами любители литературы, то и дети вырастут читающими. А когда мама и папа все свободное время проводят перед телевизором и компьютером, вряд ли ребенок потянется за книжкой. Действительно, в последнее время школьники стали читать меньше. Раньше, помнится, ребята у меня спрашивали: а вы это читали, а как к вы такому-то произведению относитесь… И я с их подачи открывала для себя новых авторов. Теперь же надо тормошить: советовать им книжки, убеждать, что это интересно.

НН | Что советуете?

Гуреева | Из современных всегда рекомендую Андрея Жвалевского и Евгению Пастернак. Они пишут замечательные произведения для детей: «Смерть мертвым душам», «Я хочу в школу», «Время всегда хорошее» и другие. Если детям это порекомендовать, то они, как правило, увлекаются. А вообще для подростков сегодня не так уж много литературы.

НН | А сами что читаете?

Гуреева | Перечитываю моих любимых Гоголя, Бунина, Блока, Маяковского. Много читаю в последнее время критики – Павла Басинского, Дмитрия Быкова. У последнего прекрасный цикл лекций по литературе. Я и в своей работе их использую, и детям при подготовке к экзаменам советую. У каждого из этих критиков свой взгляд на писателей и их творчество, тем интереснее их сравнивать и анализировать.

НН | У вас остается время на увлечения помимо работы?

Гуреева | Да, я регулярно хожу в бассейн, плаваю. В театр и на концерты частенько выбираюсь, недавно, к примеру, была в Доме музыки на киноконцерте «Огни большого города». Люблю природу и стараюсь каждое воскресенье погулять по лесу. На выставки езжу с друзьями или с дочкой. Она у меня уже взрослая, учится в магистратуре Менделеевского института и, возможно, будет преподавателем химии. Но вы правы: самый большой дефицит у учителя – это дефицит свободного времени.

 

Когда родитель, ребенок и учитель в одной связке, от этого выигрывают все. А если мама или папа дома настраивают: ты, дескать, свою Марью Ивановну не слушай, мы репетитора наймем, и все у тебя будет замечательно, то ребенок невольно смотрит на учителя как на ненужного человека. Получается лебедь, рак и щука, а в середине вместо воза образование, которое разрывается, и никакого толку не получается.

 

 

В центре работы учителя должна лежать любовь к детям, знание предмета и желание научить. У меня одна из любимых преподавательниц в университете говорила: если вы почувствовали ненависть к детям – немедленно уходите из школы.

Балашова Елена Сергеевна