Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 октября

ясно-3 °C

Онлайн трансляция

Об опыте инклюзивного обучения в школе № 1 Электростали

16 мая 2014 г., 12:38

Просмотры: 136


Играем вместе

Нина БАСИСТАЯ

ЧТО такое инклюзивное образование? Как внедрить это направление в других городских школах? Зачем учить детей не стесняться своих сверстников с ограниченными физическими возможностями? Об этом мы узнали, посетив занятия, которые проводят преподаватели Надежда и Богдан Деренчук.

Еще в конце апреля в электростальском методическом центре прошел семинар, посвященный развитию инклюзивного образования – это когда обычные здоровые детей и дети-инвалиды могут обучаться в одной школе, ходить в одну группу детского сада. Перед представителями городской администрации и учебных заведений выступил преподаватель физкультуры школы № 1 Богдан Деренчук.

Он рассказал о том, что умение не концентрироваться на некоторых отклонениях в физическом развитии человека, не сторониться таких людей, а воспринимать их как равных – целая наука. Для начала необходимо снять психологические барьеры у здоровых детей, потом обучить их методике игр – в результате у педагога появляются школьники-помощники. Они подготовлены, чтобы помочь эмоционально раскрыться малышам-инвалидам, мир которых, увы, зачастую ограничивается общением с родителями и врачами в реабилитационных центрах.

С начала учебного года в школе № 1 прошли три курса инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Первый, осенний, был посвящен трудотерапии, на втором, зимнем, дети занимались творчеством. А совсем недавно в форме открытого урока подведены итоги третьего, лечебного, курса.

В гимнастическом зале яблоку негде упасть: школьники разного возраста, дети-инвалиды с родителями, гости из 2-й, 5-й и 22-й городских школ, которые проявили интерес к проекту педагогов-новаторов и пришли посмотреть, как на практике работает этот вид обучения. Открытый урок начинается. Поначалу беспорядочное движение учеников, за которыми в силу их заболеваний нужен глаз да глаз, вносит элемент хаоса. Но игры подобраны занимательные, а школьники-помощники умелы и заботливы – и вот их подопечные начинают проявлять интерес к происходящему, концентрируют внимание на совместных играх, стараются выполнять упражнения.

Один из помощников, семиклассник Влад Мартынюк, рассказывает, что в его школе дети с ДЦП принимают участие в строевых смотрах и в театральных постановках. Влад считает, что очень важно дарить радость таким детям, помогать им играть и развиваться. В будущем году он намерен продолжить участвовать в этой программе.

Конечно, и родственники детей с ограниченными возможностями обеими руками за развитие инклюзивного образования. Вот лишь некоторые из их отзывов: «Внук ракрепостился», «Дочка радуется, когда мы начинаем собираться на занятия», «Общаются не только наши дети, но и мы: обмениваемся опытом, делимся методиками, рассказываем об успехах».

Безусловно, развитие инклюзивного образования связано с определенными трудностями: нужны сотрудники со специальным образованием, отдельный зал для занятий, оборудование для удобного передвижения детей-колясочников. Например, в ближайшее время в школе № 1 предстоит построить пандус – средства на это выделены. Все же прочие условия уже есть. Но самое главное, есть понимание, что инклюзивное образование способно изменить отношение общества к инвалидности: она – не приговор и не род неполноценности, а лишь физическая особенность человека. Надежда и Богдан Деренчук уверены: чем больше здоровых детей научатся сегодня на равных общаться со своими ровесниками, страдающими ДЦП и другими тяжелыми заболеваниями, тем гуманнее и доброжелательнее станет наше общество в ближайшем будущем.