Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 октября

ясно-3 °C

Онлайн трансляция

Интервью с начальником управления образования г.о. Электросталь Еленой Митькиной

24 дек. 2014 г., 9:59

Просмотры: 192


Как нарисовать радугу

Как нарисовать радугу

Нина БАСИСТАЯ

НАКАНУНЕ Нового года наш корреспондент побеседовала с начальником управления образования Еленой Митькиной.

Новости недели | Сейчас все направлено на выполнение указа президента РФ о выравнивании зарплаты в регионах до средних экономических показателей, поэтому, наверное, желающих преподавать в школе достаточно?

Митькина | Вы правы. Согласно майским указам президента, заработная плата учителей должна быть не ниже уровня средней зарплаты по экономике в регионе – в Московской области это 39 тысяч 700 рублей. Нам удалось даже превысить указанную сумму по зарплатам учителей – в среднем они получают 42 тыс. 300 рублей. Что касается дошкольных учреждений, то там еще есть к чему стремиться. Воспитатели по итогам десяти месяцев текущего года получают 36 тыс. 700 рублей. В дополнительном образовании ситуация немного сложнее, но мы работаем в этом направлении. Сейсас в городе практически стопроцентная укомплектованность педагогическим составом. В немалой степени этому способствует работа, проводимая для повышения престижа школы и учителей: конкурсы, размещение информации в СМИ, повышение зарплаты.

НН | Есть талантливые учителя, которые всю жизнь посвятили любимой работе, но при этом их образование не соответствует современным требованиям. Как быть с ними?

Митькина | Каждый человек, чтобы получить право учить детей в школе, должен обладать соответствующим образованием. Даже учителям с многолетним стажем работы, которые не имеют специального педагогического образования, теперь либо надо учиться, либо придется покинуть школу.

НН | В начале декабря в Электростали прошел форум молодых учителей. Приехали преподаватели из разных городов России. А у нас в городе много молодых специалистов?

Митькина | За последние три года 43 выпускника педагогических вузов приступили к работе в системе городского образования. Первоначально зарплата у них невысокая, меньше тридцати тысяч. Но есть возможность ее увеличения за счет стимулирующей части. Поэтому если молодой учитель относится к работе серьезно и с любовью, что позитивно отражается на качестве преподавания, то и заработная плата повышается. Хотя высокая оплата труда еще не является гарантией того, что специалист останется в школе, у учителей очень большой объем работы. К тому же школа – это не просто место работы. Школьный коллектив – это семья, сообщество единомышленников. Надо не только  преподавать, но и уметь выстраивать отношения с коллегами, учениками, родителями. Не у всех это получается.

НН | На мой взгляд, федеральный закон «Об образовании» довольно противоречив. С одной стороны, каждая школа получила право выбрать собственную образовательную программу, но с другой – уменьшилась вариативность учебной литературы. Это все равно, что дать карандаш одного цвета и попросить нарисовать радугу.

Митькина| Действительно, с 1 сентября 2013 года по новому закону школы получили большую самостоятельность: выбор учебников, программ, внеурочная деятельность. Каждый учитель может составить свой список необходимой литературы. Но это также подразумевает большую ответственность – из предложенных Министерством образования РФ учебных материалов выбрать те, которые будут соответствовать Федеральному образовательному стандарту, базисному учебному плану, общей направленности школы и методике самого учителя. Что касается уменьшения вариативности, то это не совсем так. Только в Электростали в этом  учебном году закупили 511 наименований учебников, 94,5 тысячи экземпляров. Заказ выполняли девять издательств. Финансирование образования растет каждый год: в 2014 году на учебники выделено 29 млн рублей, так что родителям уже не надо тратить деньги на учебники. Образно говоря, у нас сейчас много разноцветных карандашей, из которых надо выбрать всего семь, чтобы нарисовать радугу.

НН| Современная школа уже не является для детей истиной в последней инстанции – есть интернет, интерактивные формы самообучения, многочисленные тесты для проверки знаний. Получается, что учитель постепенно превращается в «тренера» по натаскиванию на успешную сдачу ЕГЭ.

Митькина | Обилие информации накладывает ответственность на учителей и на родителей. И те и другие должны, что называется, быть в теме, жить жизнью ребенка, знать о его увлечениях. Но в волнах информации можно ведь и захлебнуться, не суметь выделить главное, поэтому предназначение учителя – научить, объяснить, направить помыслы учеников в нужное русло – не меняется с годами.  Если говорить о ЕГЭ, правила сдачи экзамена совершенствуются каждый год. Так, теперь можно выбрать, какой уровень математики сдавать, углубленный или обычный.

НН | Сейчас к общей учебной нагрузке школьники получили десять часов в неделю на дополнительное образование. На что будет сделан акцент?

Митькина | Внеурочная деятельность в школах – это не просто какие-то кружки, в которые хочу – хожу, хочу – прогуляю. Посещая такие занятия, школьник должен обязательно чему-то научиться: петь, играть в шахматы или в баскетбол, создавать мультфильмы или программировать. Не менее половины выделенных часов будут посвящены двигательной активности – танцы, ритмика. Но это в идеале. Пока во многих школах не хватает спортивных площадок и гимнастических залов. Для решения проблемы мы постоянно работаем со спонсорами, включаемся в государственные программы, поэтому постараемся поставленную задачу выполнить.

НН | В последние годы в Электростали увеличилось число приезжих разных национальностей и вероисповедания. Дети мигрантов, поступающие на учебу в школы, зачастую не знают русский язык.

Митькина | Число учеников – детей мигрантов в этом году увеличилось почти в два раза: в 2013-м было 190 человек, в 2014-м – 360. Этому вопросу уделяем серьезное внимание, регулярно проводим социологические опросы. Данные показывают, что дети значительно быстрее своих родителей адаптируются к нашей культуре, осваивают русский язык. Конечно, трудности есть. Но в школах ведется большая воспитательная работа как с учениками, так и с родителями. Не секрет, что некоторые из них негативно воспринимают сам факт обучения детей мигрантов в одном классе со своим ребенком.

НН | Большинство образовательных программ направлено на работу с одаренными детьми, а какая системная работа проводится с отстающими?

Митькина | У нас есть полторы тысячи показателей, по которым можно судить об уровне общего обучения. Каждый учитель обязан иметь свой план по работе с отстающими детьми. Установлен контроль посещаемости и успеваемости, проводятся беседы с родителями на собраниях и индивидуально. Современная школа настолько многогранна, что без поддержки и понимания со стороны родителей детям бывает непросто освоить весь объем учебной программы. Надо находить время для общения с ребенком и, как говорится, держать руку на пульсе его учебы.

НН | До Нового года осталось чуть больше недели. Елена Ивановна, что пожелаете педагогам, ученикам и родителям?

Митькина | Желаю в новом году здоровья, полноты жизни, неисчерпаемого источника вдохновения. Пусть будет порядок в журнале и личной жизни, пусть почаще встречаются хорошие книги и люди и пусть всегда будет повод по-настоящему счастливо улыбнуться!