Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 21 октября

малооблачно+1 °C

Онлайн трансляция

Учебные заведения Электростали приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений

21 окт. 2015 г., 15:33

Просмотры: 110


Ярослава Родионова, 11 класс, гимназия № 17

Ярослава Родионова, 11 класс, гимназия № 17

Уроки жизни Антона Павловича

Мне кажется, что каждый человек в своей жизни, зачитываясь книгами любимого автора, думал о том, как было бы здорово лично встретиться с писателем и узнать, что побудило его к созданию произведений. Книги, написанные А.П. Чеховым, всегда вызывали у меня особый интерес, и чем больше я вникала в их сюжет, тем отчетливей представляла себе нашу с Антоном Павловичем беседу.

Думаю, тот, кто сталкивался с биографией автора, знает, что он страдал туберкулезом более двух десятков лет. Страшная болезнь проявилась еще в 1884 году, когда 24-летний Антон Чехов заканчивал медицинский факультет университета. Читая об этом, я поражалась мужеству и стойкости Чехова, который знал о своей смертельной болезни, но никогда не жаловался и даже посмеивался над смертью. Меня восхищает его жизненная позиция и твердость духа, умение и желание жить с удовольствием несмотря ни на что. Лучшим подтверждением тому служат герои его рассказов.

Описывая характер своих больных героев, Чехов показывает, как эмоциональное состояние и болезнь тесно связаны и как чувства могут влиять на здоровье человека: один смирится и опустит руки, а другой будет продолжать жить полной жизнью. Например, в повести «Скучная история» писатель доказывает, что еще до появления признаков болезни Николай Степанович начинает прислушиваться к своему внутреннему, телесному миру. Вот что говорит сам профессор: «Люблю прислушиваться к звукам…и все эти звуки почему-то волнуют меня. Не спать ночью – значит, каждую минуту сознавать себя ненормальным, а потому я с нетерпением жду утра и дня, когда я имею право не спать».

Меня поразило то, что о своих мучениях, связанных с болезнью, он мог сказать только читателям, но от близких людей тщательно скрывал. Михаил Чехов, брат Антона Павловича, вспоминал: «Он даже и вида не подавал, что ему плохо. Боялся нас смутить... Я сам однажды видел мокроту, окрашенную кровью. Когда я спросил у него, что с ним, то он смутился, испугался своей оплошности, быстро смыл мокроту и сказал: «Это так, пустяки. Не надо говорить Маше и матери». С другой стороны, герой «Рассказа неизвестного человека» глухо кашлял всю ночь, как это часто было у Чехова. Так же, как и писатель, он мог не спать до утра, и у него сильно болел бок. Герой как будто повторяет фразу из чеховского письма: «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

Умиравший от туберкулеза Чехов старался не причинять никому хлопот и на страдания свои не жаловался. В одном из своих писем Левитан писал: «Сердце разрывается смотреть на Чехова – хворает тяжко, видно по всему – чахотка, но улыбается, не подает вида, что болен». Умением терпеть и не унывать Антон Павлович наделил и героя своего последнего рассказа «Невеста» – Сашу. Как и сам автор, Саша и за несколько месяцев до смерти не тревожит окружающих своим состоянием:

 «– Саша, дорогой мой, – сказала она, – а ведь вы больны!

  – Нет, ничего. Болен, но не очень...»

Чехов часто сопоставлял психическое и физическое состояние больных в своих произведениях, но постоянно забывал об одном, не менее важном больном – о себе. М. Горький писал: «Он был врач, а болезнь врача всегда тяжелее болезни его пациентов; пациенты только чувствуют, а врач и знает кое-что о том, как разрушается организм. Это один из тех случаев, когда знание можно считать приближающим смерть...» Сам Антон Павлович однажды сказал: «Жить для того, чтобы умереть, вообще незабавно, но жить, зная, что умрешь преждевременно, – уже совсем глупо».

Понимая, насколько трудно было писателю справляться с болезнью, я бы хотела спросить у него: что давало ему силы жить? Он понимал, что ему отпущено мало времени, и надо спешить, спешить, чтобы успеть увидеть, познать и рассказать. И, читая его произведения, понимаешь, что ему это удалось, ведь он видел мир не только глазами простого человека, но и глазами писателя, общественного деятеля, врача.

Дмитрий Кудрин, 11 класс, школа № 13

Чехов в стиле арт-хаус

Два часа ночи. Квартира театрального критика Суворина. Антон Павлович незаметно проскальзывает в комнату. Обеспокоенный долгим отсутствием писателя, Алексей Сергеевич задает Чехову вопрос:

– Где вы были?

– Ходил по улицам. Сидел… Не мог же я плюнуть на это представление! Обещаю: не отдам в театр ни одной своей пьесы, даже если проживу еще семьсот лет! Будет! В этой области мне неудача.

Не желая больше говорить о событиях вечера, Чехов накрывается одеялом и отворачивается к стене. Провалившись в сон, писатель оказывается в ложе Александрийского театра, откуда наблюдает дебют своей пьесы «Чайка». Антон Павлович заметно волнуется, прерывисто дыша на сложенные у рта руки.

Наконец пьеса началась. Звучит диалог Медведенко с Машей. Вдруг актеры заминаются и, будто к суфлеру, обращаются к автору с просьбой напомнить текст. Возмущенный Антон Павлович силится сказать что-то гневное, но кто-то из публики перебивает его:

– Скажи, чтобы народ понял, зачем собрался здесь!

Неожиданный укол зрителя лишает писателя дара речи. Нет сил находиться в зале дальше… Пробегая по коридорам, Чехов слышит вслед раздраженное, гневное:

– Потеря таланта! Исписался!

Вот Антон Павлович преодолевает все ступеньки, оказывается на темной пустынной улице. Кругом ни души, лишь видна мощенная камнем дорога, уходящая вдаль. Писатель решает идти по ней, после чего приходит в бакалейную лавку отца. Здесь он работал в детстве.

Чехов, подчиняясь какому-то инстинкту, садится за маленькую конторку, от которой веет холодом, берет в руки заледенелые счеты и, будто принимая деньги с клиентов, начинает перебирать костяшками. Одна из них намертво примерзла к спице. Антон Павлович силится сорвать ее с места – раздается неприятный стук. Костяшки рассыпаются, падая на деревянный пол. На звук прибегает отец Чехова. Павел Егорович, одетый бедно и довольно легко для неотапливаемой бакалейной лавки, подходит к сыну, хлопает его по плечу и тихо произносит:

– Подумай, что нас немалая семья собралась. В сутки надо непременно целковый.

Тут Антон Павлович вспоминает о своей «Чайке» как об очередной юмореске, которая должна была принести хоть малый, но доход. Но ведь юмореска провалилась, а значит,  мать опять будет плакать, с досадой думает Чехов. Писатель достает из-за пазухи листки – страницы пьесы, которую надо исправить. Берется за перо, хочет обмакнуть в чернильницу и… перо с треском ломается о заледеневшие чернила.

Вдруг отец берет ружье и выходит из лавки. За дверьми раздается выстрел. Антон Павлович выскакивает из-за конторки, порывается бежать туда, к отцу… Внезапно Павел Егорович возвращается, невредимый, держа за пазухой нечто странное. Резко протягивает оторопевшему сыну чучело чайки:

– Поставь себе клизму мужества и стань выше этих мелочей!

«Писатель берет чучело, не отрывая взгляда от отца, прижимает к себе бедную птицу. Вдруг что-то сильно бьет Антона Павловича в грудь – чайка вырывается из рук, улетает, выбивая окно, впускает в лавку жуткий холод.

Писателя охватывает оторопь. Он разражается сильным кашлем. От нахлынувших слез не видит ни отца, ни разбитого окна. Он видит… скомканное на полу одеяло и кровавое пятно на руке. «Утро после премьеры…» – иронично произносит он.

Позже, приведя себя в порядок, Антон Павлович решает поступить так же разумно, как должен поступить человек, получивший отказ, тот, кому больше ничего не остается, как уехать. «Газеты сегодня полны отравы», – заключает писатель.

«Чайка» провалилась в Александрийском театре. Но чеховская «Чайка» будет иметь грандиозный успех в Москве.

Александра Бочарова, 4 класс, школа № 19

Саша в стране чудес

(по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Однажды перед сном я читала книгу, поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Случилось это накануне дня рождения поэта. Было уже довольно поздно, но поэма так захватила меня, что я продолжала читать, несмотря на слипающиеся глаза и усталость. Вдруг моя кошка Маня замурлыкала как-то по-особенному… Я прислушалась и услышала песенку, песенку-загадку:

Немало сказок интересных, муррр…

Поведать может кот ученый, муррр…

Так назови мне место всех чудесней, муррр…

Где с цепью дуб растет зеленый, муррр…

«Лукоморье», – прошептала я и почувствовала за спиной дуновение прохладного ветерка, а также запах йода. Оглянувшись, увидела берег моря и высокое дерево с блестящей желтой цепью, которая змеей обвивала его ствол, убегая куда-то высоко-высоко в густую крону этого огромного дуба.

Завороженная красотой вида, я сделала пару шагов и оказалась прямо у дерева. И тут увидела, как по цепи величаво идет большой черный кот в смешных круглых очках. Его зеленые глаза внимательно меня осмотрели. Неожиданно кот спросил:

– Саша, ты знаешь, где находишься?

– Да, это Лукоморье.

– Молодец, это сказочная страна Александра Сергеевича Пушкина!

– Могу я прогуляться здесь и посмотреть?

– Конечно, и я помогу тебе, но с одним условием: ты будешь отвечать на мои вопросы и отгадывать мои загадки.

– Хорошо! Я готова!

– Муррр, какая быстрая. Ну что же, начнем.

Кот спрыгнул на землю, сел передо мной и начал:

Людмила – дочь его меньшая,

И зять – Руслан, теперь в почете,

А ты же, имя князя зная,

Тотчас его мне назовешь?

– Это Владимир Красное Солнышко!

- Муррр! Правильно! Ну что ж, давай пойдем в-о-он по той тропинке. Она приведет нас прямо к его дворику. А пока мы идем к нему, я загадаю еще несколько загадок. Саша, ты знаешь, кто украл Людмилу?

– Конечно! Это злой колдун Черномор.

– Ты так легко отгадываешь мои загадки. Видимо, они очень простые. А ты сама можешь сочинять загадки?

– Могу. Вот, слушай!

Черномор хоть бородат,

Все же ростом маловат.

А людей такого роста

Называют очень просто. (Карлик)

Кот неожиданно спросил:

– А ты помнишь, как надо надевать шапку Черномора, чтобы стать невидимым?

– Конечно! Задом наперед.

Тут в лапах кота я увидела странную шапку.

– Ну-ка, попробуй, кажется, это шапка Черномора.

Я надела ее, как в сказке, задом наперед, и тут кот прыгнул мне прямо на руки и зашептал:

– Смотри вон там. Ступа с Бабой Ягой идет, бредет сама собой… Я как-то не очень лажу с бабушкой, так что вовремя шапка подсобила. А между тем, вот тебе следующая загадка:

– Эта ведьма – старуха злая,

Колдовством себя изменяя:

То змеею вползет в окошко,

То вдруг явится черной кошкой.

– Это Наина.

– Как же хорошо ты знаешь сказку! Ничем тебя не смутить. А помнишь, сколько витязей отправилось искать Людмилу?

– Четверо.

– Молодец! Посмотри, видишь берег песчаный и пустой?

– Вижу. Но уже не пустой. Я вижу витязей прекрасных, а с ними дядька их морской.

– Сашенька, последний вопрос: какое чудодейственное средство помогло Руслану разбудить заколдованную Людмилу?

– Знаю. Это кольцо старца.

– Какая же ты молодец! Муррр… Сейчас нам пора прощаться. Ты не грусти, мы обязательно встретимся в творческом мире Александра Сергеевича.

И тут я проснулась, в ногах у меня, свернувшись калачиком, лежала моя кошка Маня и громко мурлыкала, а рядом с ней лежала моя любимая книга Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».