Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 22 сентября

малооблачно+9 °C

Онлайн трансляция

692 выпускника Электростали писали пробное итоговое сочинение

19 дек. 2014 г., 10:21

Просмотры: 166


Новый старый экзамен

Новый старый экзамен

Ульяна КУХТИНА

ОДНИМ из нововведений в нынешнем учебном году стало возвращение итогового сочинения в программу аттестации выпускников школ. Со стороны может показаться, что такая форма проверки знаний, знакомая большинству жителей нашей страны, не может преподнести какие-либо сюрпризы. На практике же старое доброе сочинение претерпело существенные изменения, которые поначалу озадачили как учеников, так и учителей.

Апробация его новой модели проводилась 20 ноября по всей России. Одиннадцатиклассники наших школ тоже приняли в ней участие. О том, каким получился первый блин, какие трудности встретили педагоги и учащиеся и как их преодолели, почему сочинение восстановили в исконных правах, нам рассказала Ирина КАЗАКОВА, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы.  

Новости недели | Ирина Николаевна, школьники вновь пишут выпускное сочинение. Почему возникла идея его вернуть?

Казакова | Сегодня перед нами остро стоит проблема подросткового и юношеского чтения – ребят книги не привлекают. Вместе с тем культурологи считают, что скоро знание современной и классической литературы среди подростков и молодежи станет престижным. Если это так, то введение итогового сочинения будет сильной мотивацией для более серьезного изучения отечественной и мировой литературы.

НН | Судя по ажиотажу вокруг пробного сочинения, оно отличается от привычного нам?

Казакова | Можно и так сказать. Раньше сочинение логически завершало литературное образование, и то, к чему мы привыкли, – это творческие работы на узкие литературоведческие темы. Их задача – проверить знание выпускниками текстов и умение их анализировать. Цель итогового сочинения принципиально иная. С учетом того, что сейчас в образовании во главу угла ставится личностное начало, выпускник теперь должен показать не формальное знание, а широту кругозора, умение творчески осмысливать предложенную тему и доказывать свою позицию, опираясь на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. В определенном смысле итоговое сочинение противостоит и идее ЕГЭ по русскому языку, когда сочинение пишут по жесткому шаблону. Здесь же ребята могут написать работу в форме письма, дневника, очерка, рассуждения. Немаловажно при этом продемонстрировать владение письменной речью, и это правильно, ведь для достижения успеха в жизни и карьере необходимо учиться анализировать информацию, свободно, грамотно и логично выражать свои мысли.

В этом году разработана более «мягкая» форма написания сочинения, она оценивается по принципу «зачет-незачет». Если выпускнику удалось раскрыть тему и выразить свою позицию, опираясь на  литературный текст, то для получения зачета ему достаточно добиться положительного результата еще по одному из трех критериев. Быть может, детей обрадует тот факт, что в плане орфографии, пунктуации и грамматики здесь требования намного мягче, чем в экзаменационных заданиях по русскому языку: на 100 слов допускается сделать пять ошибок. Старшеклассникам дается три попытки, чтобы написать итоговое сочинение – в декабре, феврале и мае. Если зачет не получен, нет и допуска к сдаче ЕГЭ.

Как видите, сочинения, которые мы писали когда-то, и итоговое сочинение, стартовавшее в этом году, действительно не одно и то же. Поэтому не только для выпускников, но и для наших словесников, несмотря на весь их огромный опыт, принятое в таком ускоренном порядке решение стало неожиданностью. Новые требования, новые задачи – тут есть над чем поразмыслить.

НН | И каков результат размышлений?

Казакова | Благодаря лучшим педагогам нашего города – впечатляющий. Сторонников возвращения сочинения в качестве самостоятельной экзаменационной работы оказалось гораздо больше, чем тех, кто его категорически не принял. Появилась надежда, что русский язык и литература вновь займут в школьном расписании почетное место, как это у нас всегда и было.

Уже в сентябре в городе началась работа по подготовке к итоговому сочинению. При поддержке управления образования прошли занятия в городской Школе юного филолога, творческие семинары для учителей и выпускников, проведен фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Лучшие словесники гимназий № 17 и 21, лицея № 7, школ № 12, 15 и 22, объединившись в творческие группы, разработали по одному направлению тем итогового сочинения. А во время регионального научно-практического семинара, прошедшего 15 ноября в 17-й гимназии, провели мастер-классы для выпускников и учителей Электростали и других городов Подмосковья. Кроме того, материалы с семинара мы распространили среди участников, а электронные версии разместили на сайтах образовательных учреждений. Стоит ли говорить, что такая массированная проработка направлений итогового сочинения успокоила многих и придала уверенности и выпускникам, и педагогам. Коллега из Мытищ, побывавшая на нашем семинаре, написала нам воодушевленное письмо. Она поблагодарила за информацию и материалы, полученные на мастер-классах, и поделилась радостью: ее выпускники успешно справились с пробным сочинением.

Общая высокая оценка проекта и запросы городских школ навели на мысль о выездных семинарах. Словесники города приняли решение провести такие занятия на разных площадках, чтобы охватить как можно больше выпускников. 28 ноября семинар по подготовке к итоговому сочинению состоялся в школе № 19. Мы понимаем, как важно объединять усилия для создания эффективных стратегий, и будем продолжать работу в этом направлении. Тем более что такая активность дала побочный эффект, неожиданный и приятный: педагоги сплотились вокруг идеи и начали активно общаться. Мы с удовольствием делимся друг с другом опытом, решаем проблемы вместе.

НН | Ирина Николаевна, у вас была возможность сравнить содержание обычных сочинений и пробного итогового. Есть ли между ними разница? Как считаете, детям нравится новый формат?

Казакова | Разница существенная. Обычные сочинения часто грешат типовой аргументацией, позаимствованной в интернете, и в конечном итоге во многом совпадают. А среди работ тех, кто писал итоговое сочинение, не было ни одной похожей. Это удивительно и замечательно. Видно, что ребята мыслили самостоятельно, творили искренне, обращались к разным литературным источникам. Думаю, такое сочинение им было писать гораздо интереснее. Во всяком случае, для них это что-то новое. Может быть, в будущем ситуация изменится, и выпускники снова обратятся к интернет-ресурсам, но пока идея итогового сочинения дает хороший результат. 689 одиннадцатиклассников нашего города успешно справились с итоговым сочинением. Более 40 процентов выпускников, выбравших военную тему, использовали в общей сложности около 60 произведений отечественной и мировой литературы.

НН | Есть ли какие-то проблемы, связанные с нововведением?

Казакова | Основная проблема, с которой мы столкнулись, – это «форсированное освоение литературы». К сочинению нужно идти поступательно, выстраивая систему работы над ним на протяжении всех лет обучения, прививая школьникам привычку к чтению, развивая литературный вкус. Итоговое сочинение в этом году проходит значительно раньше изучения многих важных тем. Соответственно, учителю приходится перекраивать материал, разрушая у учащихся целостное представление об историко-литературном процессе. Кроме того, есть опасение, что, получив в начале декабря заветный зачет, выпускники решат, что на этом их отношения с литературой закончились. Время покажет, насколько наши опасения оправданы, пока же нововведение среди большинства учителей вызывает позитивные эмоции и оптимизм. Благодаря итоговому сочинению проблемы филологического образования, речевой культуры, этики перестали быть закрытой темой, теперь они – предмет не только эмоциональных дискуссий, но и конструктивного диалога.

Кстати

692 выпускника Электростали писали пробное итоговое сочинение. Из них 689 получили «зачет» и трое – «незачет».

– По теме: «Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?» сочинение писали 95 человек,

– по теме: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В. Друнина) – 303 человека,

– по теме: «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс» – 74 человека,

– по теме: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» – 45 человек,

– по теме: «Что важнее: любить или быть любимым?» – 174 человека.