Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 27 июля

облачно с прояснениями+22 °C

Онлайн трансляция

Электростальская школа получила статус региональной инновационной площадки

17 июля 2015 г., 10:54

Просмотры: 116


Школа на миллион

Школа на миллион

Инклюзивная. Инновационная. Наша

Максим БОРИСОВ

Школа № 19 уже на протяжении тридцати лет работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и на этом поприще добилась немалых успехов. Самый последний из них – получение в этом году статуса региональной инновационной площадки с вручением гранта на один миллион рублей.

Статус РИП

Обучать детей с нарушением слуха в школе № 19 начали с конца 70-х годов, она стала одним из первых учебных заведений в СССР, практикующих инклюзивное образование по системе реабилитации глухих и слабослышащих детей, автором которой является кандидат педагогических наук Эмилия Ивановна Леонгард.

К своему нынешнему успеху школа шла поэтапно. В 2013 году победила в специализированном областном конкурсе, направленном на поддержку образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В период с 2013 по 2014 год становилась пилотной площадкой (как федерального, так и городского уровней) по апробации федеральных государственных образовательных стандартов и учебно-методических материалов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наконец, в 2015 году приняла участие в областном конкурсе инновационных проектов на присвоение статуса региональной инновационной площадки и стала одним из победителей. Всего было заявлено 119 общеобразовательных организаций, статус региональной инновационной площадки получили 50 из них. «Цель нашего проекта – полноценная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и успешное включение их в образовательную среду и социум», – рассказывает наш сегодняшний собеседник заместитель директора школы № 19 Ирина КАЗАКОВА.

Новости недели | Что дает школе статус региональной инновационной площадки?

Казакова | Прежде всего важно понимать, с какой целью проводится этот конкурс. Московская область первой среди регионов ввела практику конкурсной поддержки инновационной деятельности общеобразовательных учреждений. Но стимулируются в первую очередь те проекты, которые имеют существенное значение для эффективной образовательной политики региона.

Поэтому присвоение статуса региональной инновационной площадки – это огромный кредит доверия нашей школе. А для нас это понимание того, что мы движемся в правильном направлении. Кроме того, статус РИП значительно повышает рейтинг школы в региональном образовательном пространстве и, что особенно ценно, увеличивает уровень доверия родителей к нам как к эффективному учебному заведению. Это действительно важно, так как родителям в нашем образовательном пространстве отводится особенная роль. Но вместе с тем это и большая ответственность. Наша главная задача – создать и внедрить действенную образовательно-реабилитационную модель, показать, что она может успешно функционировать и в других школах города, области, страны.

НН | Какими инновациями сегодня располагает ваша школа?

Казакова | Начиная с 2013 года мы приобретали специализированное оборудование на средства, полученные от побед в конкурсах, а также за счет финансирования на разных уровнях – от городского до федерального. Долго и тщательно подбирали соответствующую технику, звукоусиливающую аппаратуру, демонстрационные материалы, советовались с автором методики Эмилией Леонгард. Могу сказать, что на сегодня учебные кабинеты, в которых проходят занятия детей с ограниченными возможностями здоровья, оборудованы в соответствии с новейшими требованиями информационной культуры. На техническое оснащение мы уже потратили значительные суммы. Между тем следует понимать, что все эти технические средства будут способствовать полноценному слухоречевому развитию и формированию компетенций наших учеников только в том случае, если будут дополняться специальными реабилитационными и педагогическими технологиями. Именно поэтому с нашими подопечными работают лучшие педагоги, прошедшие специальное обучение, в том числе такие специалисты, как дефектолог, психолог, логопед, глубоко знающие психологию и особенности развития школьников.

Система Леонгард

Во главу угла системы Эмилии Леонгард, одной из самых прогрессивных в современной сурдопедагогике, ставится задача интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих и здоровых сверстников. В соответствии с этой методикой они должны жить не в интернате, а в семье, при этом родители наравне с учителями участвуют в реабилитации своих детей, создавая им необходимую полноту эмоционально насыщенного общения. В отличие от школ-интернатов, где учат жестовой речи, педагоги школы работают над формированием у неслышащих детей слухового восприятия и речи. Особое внимание в программе уделяется развитию речевого слуха в единстве с развитием у детей понимания речи и в устной, и в письменной формах, что значительно содействует интеграции детей с патологией слуха в общество слышащих.

Более 30 лет работают в этой системе квалифицированные педагоги Элеонора Борисовна Кизян, Светлана Владимировна Сафонова и Надежда Марковна Андрианова, каждый урок которых – открытие. Открытие магии чисел, смысловой наполненности и выразительности родного слова, безусловности победы над жизненными обстоятельствами.

28 лет директором школы является заслуженный работник образования Московской области Ольга Александровна Рослякова, которая сумела создать творческий коллектив единомышленников, успешно решающий задачи социализации детей с особыми образовательными потребностями.

НН | Какие еще существуют особенности обучения таких детей?

Казакова | Ключевой момент всей системы – принцип триединства: учитель-ученик-родитель. Мы выстраиваем индивидуальную траекторию для каждого ребенка, чтобы создать для него ситуацию успеха, но достигнуть эффекта возможно только при плотном включении родителей в процесс воспитания и образования. Их готовность к постоянной трудной работе – главное условие успеха системы социокультурной адаптации Эмили Ивановны Леонгард. Поэтому к нам приходят только те родители, которые готовы работать вместе с нами, которые хотят, чтобы их ребенок слышал и чувствовал себя полноценным членом общества. Эта категория детей и их родители нуждаются в серьезной поддержке на самых разных уровнях, и мы благодарны администрации города и управлению образования за постоянное содействие и понимание необходимости развития данного направления.

Эти дети умеют слушать

Сейчас в школе функционируют три специализированных класса для детей с нарушением слуха и речи и один класс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Во всех классах высокий уровень обученности. В 2014-2015 учебном году шесть учащихся получили аттестат об основном общем образовании. Четыре выпускника имеют в аттестате только хорошие и отличные отметки. Выпускница этого года Лолита Миронова награждена золотой медалью «За особые успехи в учении». В 2015 году она стала стипендиатом премии губернатора Московской области. Все выпускники успешно сдали ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, физике.

НН | Насколько дети с ограниченными возможностями здоровья вашего учебного заведения отличаются от учеников массовой школы?

Казакова | Прежде всего они всегда открыты для общения. Как это ни парадоксально, но они лучше слышат учителя, во всем стараются дойти до самой сути. Их отличает владение глубинными навыками понимания текста, тонкий художественный вкус. Не случайно, что почти все выпускники специализированных классов одновременно с аттестатом зрелости получают свидетельство об окончании художественной школы. Наши дети успешно выступают в совместных школьных проектах, посвященных знаменательным датам в истории России и Московской области, публикуют свои творческие работы на страницах вашей газеты.

Признаюсь честно, что для меня как преподавателя в работе с ними больше плюсов, чем минусов. Они развиваются заметно успешнее своих обычных сверстников, имеют достаточно высокий образовательный уровень, готовы к любым контактам в любой обстановке. У них нет страха перед жизнью, в которую они хотят войти.

НН | Насколько они успешны в дальнейшей жизни, после окончания школы?

Казакова | Опыт показывает, что большинство наших выпускников успешно социализируются в жизни, получают высшее образование в престижных учебных заведениях, работают в коллективах слышащих, создают семьи, в том числе со слышащими, у них рождаются дети с нормальным слухом. Все они нашли свое место в жизни, стали образованными людьми, активными членами общества. Ведущий специалист электростальского Пенсионного фонда Екатерина Сергеева, талантливый, самобытный художник Алексей Косырев, дизайнер Анастасия Михеичева, несколько лет проработавшая моделью у Вячеслава Зайцева. Их состоявшиеся судьбы и высокий уровень социальной реабилитации доказывают практическую эффективность системы Леонгард, свидетельствуют о жизнеспособности идеи инклюзивного образования.

Цифры

В школе № 19 функционируют три специализированных класса для детей с нарушением слуха и речи и один класс для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Охвачено инклюзивным обучением 39 детей.