Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 25 июля

пасмурно+20 °C

Онлайн трансляция

Уникальный электростальский школьный музей

03 нояб. 2015 г., 12:59

Просмотры: 85


Уроки в стиле этно

Уроки в стиле этно

Максим БОРИСОВ

В гимназии № 4 третий год живет и развивается интереснейшая исследовательская площадка – этнографический музей. Он насчитывает почти две сотни подлинных предметов русского народного быта, относящихся к XVIII-XX векам. Это во многом уникальный проект не только для электростальских учебных заведений, но и в целом для города.

Прялки, сундуки и трепало

Экспозиция музея богата, разнообразна, постоянно пополняется, большинство экспонатов передал историк-исследователь Юрий Афанасьев. Помогает гимназистам открывать тайны предметов старины, направляет поисково-исследовательский процесс Валентина Комарова, руководитель музея, заслуженный работник образования Московской области.

– Экспонаты музея позволяют гимназистам изучать наследие своего народа, получать бесценные знания, – говорит Валентина Юрьевна. – Для моих воспитанников исследовательская работа – это творческий поиск, неожиданные открытия, осознание причастности к процессу изучения и понимания жизни своих предков. Шаг за шагом юные историки постигают, осознают уникальность русского крестьянского дома.

Здесь есть коробейки, туеса, чугунки, ухваты, горшки, сита, лукошки, солоницы. О трудолюбии, смекалке русского крестьянина говорят самодельные столы, скамьи, лавки. В музее целая коллекция сундуков, обшитых железом и красиво расписанных. Гости открывают их крышки, заглядывают внутрь, пытаются представить, чем они были заполнены, как менялись с течением десятилетий и веков. Юные историки с удовольствием экспериментируют с чугунками и ухватами, коромыслом и ведрами, с трепало и веретеном, утюгами на углях и рубелями, примеряя на себя каждодневный труд крестьянки – хозяйки дома, матери большого семейства.

Особое место в музее занимает коллекция прялок. Простота, гармония и совершенство прялки притягивают и вызывают живой интерес. Школьники открывают для себя судьбоносную роль, которая отводилась прялке в жизни русского человека. На Руси веками при помощи нее получали нить, из которой ткали ткань. Она так и называлась – «домотканая». Чтобы приготовить себе приданое, девушки начинали прясть с шести-восьми лет. Прялка была олицетворением русской крестьянки, которая несмотря на трудную жизнь, сумела сохранить в себе доброту, сердечность, терпение. Поражает, например, такой обычай: роженице впервые отдавали ребенка в руки через прялку, и на ней же отрезали пуповину.

Исследователи

Шаг за шагом гимназисты, используя возможности этномузея, познают мир старинной крестьянской семьи, открывают новые грани истории своего народа, обладающего уникальными традициями, испытывают гордость, уважение к его многовековому опыту и культуре. Каждый новый предмет, поступивший в музей, вызывает интерес, побуждает к исследованию. Недаром научно-исследовательской работе здесь уделяется повышенное внимание.

Многие исследовательские  работы учащихся гимназии являются победителями профильных конкурсов. Авторы проектов «Встреча с предметами русской старины. Изучаем и размышляем», «Удивительный мир русского народного быта. Взгляд из XXI века» ученицы 8 класса Анастасия Васильева, Валерия Комарова, Амина Карапетян в 2015 году стали победителями и дипломантами всероссийского краеведческого конкурса творческих проектов «Красота родного края».

Эффективность работы этнографического музея подтверждена недавней победой гимназистов во II всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Моя малая родина: культура и традиции» с проектом «Народный русский быт. Культура и традиции».  Его авторы – Алина Грибанова, Кристина Жаворонкова (7 класс), Валерия Комарова (9 класс), Юлия Деревяшкина, Катя Динеева (6 класс).