Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 20 июля

облачно с прояснениями+20 °C

Онлайн трансляция

В Электростали Скайп помогает инвалидам учиться

03 сент. 2015 г., 10:31

Просмотры: 72


Адаптация на расстоянии

Адаптация на расстоянии

Ирина КУХТИНА

Сейчас много внимания уделяют социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создают условия для их обучения в обычных школах, чтобы дать возможность адаптироваться к жизни в обществе.

Как показывает практика, в большинстве случаев такой путь себя оправдывает. Но что делать тем детям, которые по разным причинам никак не могут приспособиться к школьной обстановке? Конечно, можно перейти на надомное обучение. Учителя будут приходить к ребенку, давать ему необходимые знания, но это никак не заменит живого общения со сверстниками. Мама, воспитывающая сына с диагнозом ДЦП, пожаловалась:

– Мальчик живой, любознательный, передвигается самостоятельно. Определили его в школу, но что-то не заладилось, хотя он очень хотел учиться в обычном классе. Ребята вроде относятся по-дружески, никто его не шпыняет, однако сын практически все время молчит, ни с кем не разговаривает, на вопросы учителя не отвечает. Помучились мы так почти год и перешли на надомное обучение. Но в моем понимании это тупик. Если ребенок не научится общаться с людьми, ему трудно будет жить самостоятельно. Что делать, ума не приложу.

Как оказалось, выход из этого тупика есть. В последнее время для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья как альтернативную форму используют обучение с применением дистанционных технологий. О преимуществах этого метода рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 18 Наталья ПАРКОВА:

– Проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» начал действовать в Электростали в 2012 году. Наша школа стала базовой для его реализации. Суть проекта в том, что при дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья интернет выступает как социум, который выполняет ряд функций, таких как информационную, коммуникационную, а также помогает социализировать ребят.

Из года в год в нашей школе занимаются около десяти детей с ограниченными возможностями здоровья по форме надомного обучения. Поэтому педагогический коллектив согласился принять участие в реализации данного проекта и ни разу об этом не пожалел.

Сейчас мы используем три формы урока обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: первый, традиционный, когда учитель приходит к ребенку на дом. Второй – дистанционный индивидуальный – педагог общается с учеником по скайпу с использованием видеокамеры. Третий – дистанционный коллективный с эффектом присутствия в классе: ребенок с помощью программы Скайп может следить за тем, как проходит урок в классе, и принимать в нем участие. Последняя форма, конечно, наиболее подходит для социальной адаптации детей и дает отличные результаты.

Его преимущество в том, что ребята, которые всю свою жизнь общались практически только с родственниками, а потому боятся или стесняются разговаривать с посторонними, потихонечку втягиваются в общение и начинают себя чувствовать гораздо свободнее в коллективе сверстников.

У нас занимается мальчик, которого пришлось долго уговаривать принять участие в таком видеоуроке. Он согласился, но при одном условии: сначала будет только наблюдать, не вступая в разговоры. Поначалу наш ученик действительно молчал, однако внимательно наблюдал за всем происходящим. Ребята в классе знали, что он присутствует на уроке, здоровались с ним, махали ему руками, и постепенно ребенок оттаял, стал активным, общительным. А в девятом классе даже захотел присутствовать на вручении аттестата об окончании основного общего образования, и надо было видеть, с каким счастливым лицом выпускник сидел в зале среди своих одноклассников.

Необходимо отметить роль семьи для успешной социализации детей. Если родители не заинтересованы в положительном результате, то его и не будет. Региональный центр дистанционного обучения предоставил нам оборудование: три комплекта специализированного программно-технического комплекса для учащихся, чьи родители дали согласие на обучение детей дистанционно, и три рабочих места для учителя.

Так вот, научить пользоваться оргтехникой нужно не только ученика, но и его родителей. В противном случае как они будут контролировать процесс обучения и знать, чем занимается их ребенок? Родителям, чтобы изучить все тонкости использования оргтехники, пришлось ездить в Орехово-Зуево, и все нашли для этого время и силы. Вообще мне нравится позиция родителей наших учеников. Они понимают, что важно не жалеть ребенка, а помочь ему найти себя в обществе, что надо видеть в нем не жертву, не больного, а полноценного человека и общаться с ним на равных, без поблажек.

Этот проект работает во многих городах Московской области, и замечательно, что Электросталь тоже участвует в нем. Наш опыт подтверждает эффективность дистанционного обучения для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги и ребята, участники проекта, постоянно принимают активное участие в методических семинарах, региональных конференциях, обмениваются опытом, ищут пути решения общих проблем.