Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 сентября

пасмурно+14 °C

Онлайн трансляция

Учебный год электростальская гимназия № 4 начинает в статусе «Региональная инновационная площадка

03 сент. 2015 г., 10:28

Просмотры: 86


Обучение с опережением

Обучение с опережением

Или как воспитать компетентных учеников

Полина ВЛАДОВА

В 2015 году гимназия № 4 стала победителем областного конкурса среди общеобразовательных  учреждений Московской области на присвоение статуса РИП – Региональной инновационной площадки – и получила грант в один миллион рублей. Как повлияет это на ближайший учебный процесс? Директор гимназии Ирина ШЕЛЯПИНА считает, что победа стала возможна благодаря тому, что в городе сложилась система образования, направленная на активный инновационный поиск.

Шеляпина | Победа в конкурсе – это итог нашей ежедневной совместной работы. Проектная деятельность вошла в нашу жизнь, и конкурсы стали уже делом привычным, поэтому оформление заявки на конкурс было рабочим моментом. Главная задача состояла в поиске материала, который достаточно изучен в гимназии и одновременно представляет социальную значимость для города, области и страны. Понятно, что это не может быть идея, выношенная в одном кабинете одним человеком. Этой идеей должен «дышать» целый коллектив, чтобы увлечь ею детей, родителей, других учителей города и области. И здесь надо отметить необыкновенную сплоченность педагогов гимназии, которые загораются общим делом и отлично работают в команде. Думается, это и есть самый главный результат и эффект проекта: дети должны знать, что их будущее – наша общая забота.

Новости недели | Чему посвящен ваш проект?
Шеляпина |
Детей мы учим сегодня, а пользоваться полученными знаниями им предстоит завтра и послезавтра. И в том, завтрашнем, дне будут другие машины, другие компьютеры, другое программное обеспечение. Поэтому  школа обязана делать поправку на такие изменения и обеспечивать детям опережающее образование, заключающееся не столько в том, чтобы знать, сколько в том, чтобы уметь эти знания получать, использовать в нестандартных ситуациях, уметь вести диалог и выстраивать доброжелательные  отношения с людьми. Сейчас такие умения называют компетенциями, которые классифицируют как предметные, личностные и метапредметные. И если первый вид компетенций для  нас привычен и понятен, то смысл последних, а тем более способ их формирования у детей – вопрос открытый. Именно модели  формирования  метапредметных и  личностных компетенций в процессе внеурочной деятельности и посвящен наш проект, который мы планируем реализовать в гимназии в 2015-2017 годах.

НН | Итак, основная идея проекта – это...
Шеляпина | Формирование метапредметных и личностных компетенций учащихся средствами развивающей образовательной среды, с применением технологии профессиональных проб. Предполагается, что включение учащихся в творческую деятельность, связанную с профессиональным испытанием или  проверкой, позволит им осознать себя частью того или иного профессионального сообщества.

НН | Своего рода профориентация?
Шеляпина |
Скорее реальная возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, сформировать общие представления о слагаемых профессионального мастерства. Период взросления – это «романтический» этап жизни человека, мечтающего сделать мир ярче, совершеннее, стремящегося быть востребованным в обществе. Но именно участие в профессиональной (настоящей, взрослой) деятельности рождает потребность видеть, к чему нужно приложить свой талант, свои способности.

НН | И вы предлагаете использовать на этом этапе метод профессиональных проб?
Шеляпина |
Именно так. В научно-методической литературе механизмы  проведения профессиональных проб подробно описаны. Вместе с тем педагогический  потенциал этой технологии еще не до конца раскрыт и может быть использован для решения целого ряда образовательных и воспитательных задач. Для нашей гимназии решение  использовать технологию профессиональных проб закономерно и своевременно: за время тридцатилетнего  существования в гимназии  накоплен опыт в области проектной деятельности. Эти проекты интересны не только внутри гимназии, любому горожанину было бы интересно увидеть, как своими руками дети  создали два музея: этнографический – «История и культура народного быта» (включающий выставочный зал декоративно-прикладного художественного творчества учащихся) и военно-исторический  музей боевой славы воинов-интернационалистов. Работает также патриотический клуб «Долг», воспитанники которого активно участвуют во всех городских мероприятиях. Этот успешный опыт мы используем в нашем проекте, реализация которого разбита на три этапа.

НН | Расскажите подробнее о каждом.
Шеляпина |
Сначала мы проводим первичную диагностику сформированности метапредметных и личностных компетенций учащихся. Уже составлен  реестр профессий и направлений трудовой деятельности, приобщающих детей к культуре и истории страны, общественно полезному труду, являющихся традиционно популярными и востребованными в России. В этом списке, к примеру, учитель, историк, энергетик, правозащитник, экскурсовод, военный, биолог, эколог... Есть и творческие профессии: журналист, дизайнер, художник, артист, писатель... В соответствии с профессиональными предпочтениями будут сформированы группы учащихся для проведения профессиональных проб.

НН | В этот процесс задействованы не только педагоги?
Шеляпина | Тут уже проект выходит за рамки гимназии, нужна поддержка города, и она у нас есть. Мы планируем заключить договора с промышленными предприятиями города, организациями культуры и досуга, дополнительного и профессионального образования. Дальше, на втором этапе, будут проводиться профессиональные пробы и диагностика метапредметных и личностных компетенций учащихся. И третий этап – практический, когда начнется распространение и внедрение результатов проекта  в массовую практику. Мы готовы делиться опытом, предлагая как можно большему количеству образовательных учреждений города стать инновационной площадкой. Будем проводить муниципальные и региональные научно-практические семинары, круглые столы, конференции. Планируем выпустить методическое пособие и более полный его электронный вариант, включающий презентационные материалы и видеофильмы с записями проведенных профессиональных проб.

НН | Для чего необходимо увеличивать количество школ, готовых стать инновационной площадкой?
Шеляпина |
В таком важном деле, как образование детей, права на ошибку нет и быть не может. Именно с этой целью и проводится отбор  школ, которые работают на опережение, ведут инновационный поиск и уже имеют результаты, которые могут быть интересны и полезны. Таких школ немного: в этом году в Московской области их всего 50, и мы очень гордимся, что наша гимназия в их числе. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» не случайно провозгласила опережающий характер образования, связав его с требованиями быстро меняющегося общества.

НН | Какой результат  вы будете считать успешным?
Шеляпина |
Эффекты этого проекта для каждого участника образовательного процесса свои. Для гимназии – это  привлечение  дополнительного финансирования на обновление материально-технической базы, рост профессионального уровня педагогов,  популяризация музейной деятельности, повышение конкурентоспособности гимназии на рынке образовательных услуг. Для учащихся – осознание своей нужности обществу и потребность в будущем профессиональном росте. Для родителей – уверенность в будущем своего ребенка. Для города, региона и страны в целом – эффект очевиден: большее количество подростков будет вовлечено в общественную деятельность и творческий труд, испытывать уважительное отношение к истории города, традициям народа и государства.

НН | Как будет использован грант в миллион рублей?
Шеляпина |
Гимназия уже к концу этого года получит комплект цифровых лабораторий для организации проектной и исследовательской деятельности по предметам естественно-научного цикла.