Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 26 сентября

пасмурно+11 °C

Онлайн трансляция

Солнечный остров

25 февр. 2014 г., 19:50

Просмотры: 193


Библиотека как открытый мир. Открытый для всех!

Библиотека как открытый мир. Открытый для всех!

Ирина ПЕТРОВА

У ПРОЕКТА Центральной детской библиотеки «Буратино», удостоенного премии губернатора «Наше Подмосковье», чудесное романтичное название – «Солнечный остров».

Главная же идея рационально изложена в подзаголовке: библиотека – центр социально-культурных инициатив по интегрированному обслуживанию инвалидов средствами культуры, искусства и информационных технологий. «Солнечный остров» уже существует – его структуру наглядно представляет рисунок в форме цветка с яркими лепестками.

Третье место

Вдохновитель проекта, директор Центральной детской библиотеки «Буратино» Нина Бронфен, убеждена, что библиотека сегодня раздвигает границы, и ресурсы ее огромны. Наилучшее представление об этом дает акция «Библионочь», которая в апреле нынешнего года состоится в третий раз (сценарии уже пишутся!). Побывав на «Библионочи», понимаешь, что ушло в прошлое учреждение с единственным некогда предназначением – хранение и выдача книг, единственной функцией – информационной, и строгими правилами поведения – здесь место исключительно для тихих занятий. Нет, зона для тихих занятий сохраняется, но наряду с ними посетителям предлагают массу занятий громких: от концертов и модного дефиле до аттракционов, конкурсов, дискотеки и даже мастер-класса по хип-хопу. Благо площадь библиотеки – около тысячи квадратных метров – позволяет друг другу не мешать.

Уже сегодня концерты, выставки, кружки по интересам, мастер-классы – неотъемлемая составляющая будней Центральной детской. Но в мечтах Нины Бронфен – библиотека, способная занять в жизни человека третье место после дома и работы (или школы, колледжа и так далее). Библиотека как территория для самообразования, развлечения, отдыха, общения, развития творческих способностей, как пространство привлекательное для каждого вне зависимости от возраста и круга интересов, комфортное и открытое для всех!

Особые потребности

Итак, открытое для всех… Исходя из этого в Центральной детской библиотеке начали создавать систему работы с «особыми» детьми, прежде всего ставя задачу преодолеть информационную и личностную замкнутость детей с серьезными проблемами здоровья и их семей. В первую очередь подружились с несколькими специализированными городскими учреждениями: центром реабилитации и адаптации «Золотой ключик», детсадом-школой № 40 для детей с нарушениями зрения, школами-интернатами, воспитанники которых стали частыми гостями библиотеки. Праздники, спектакли, развивающие игры, чтения вслух, выставки детских рисунков и поделок, мастер-классы – это для детей. А для их родителей – клуб «Воспитание любовью», тематические «круглые столы», консультации педагога-психолога, информационно-правовая служба «Защита детства», рекомендательные списки книг «Ваш ребенок – особенный», «Что и как читать вашему ребенку», «Книги, помогающие жить»… Сформировались и по возможности обновляются фонды дидактических игр, игровых материалов и методической литературы для родителей и социальных педагогов.

197021big.jpg

И внутри библиотека тоже изменилась (в проекте это называется «организацией удобного эргономического пространства»): появились уголки тихого чтения и хорошего настроения, игротека, уголок мягкой игрушки «Мягкая няня», уголок детской прессы – всё, чтобы дать и маленьким, и взрослым возможность почувствовать себя почти по-домашнему уютно. Добавим, что в теплое время года многие из этих приятных библиотечных занятий переносятся под открытое небо – в летний читальный зал.

Что растет на «Яблочной полке»

Можно сказать, что начало проекту «Солнечный остров» положила «Яблочная полка» – она существует в нашей Центральной детской библиотеке уже несколько лет, постоянно обновляясь. «Яблочная полка» пришла в Россию из Швеции, где этот проект возник в 1993-м (его спонсор – компьютерная фирма «Apple», отсюда и название). Идея заключается в следующем: все дети имеют право читать книги и чувствовать радость от чтения, но не все книги подходят всем детям. Поэтому на «Яблочных полках», которые есть в большинстве шведских библиотек, – специально подобранные книги для детей с ограниченными возможностями. Кстати, в Швеции их называют «дети с особенными потребностями».

На «Яблочной полке» в Электростали – «говорящие» книги, тактильные книжки-картинки, книги с крупным шрифтом и картинками-пиктограммами, видео и DVD с сурдопереводом и титрами, развивающие игры, мозаики, специальные издания для социальных педагогов и родителей «особых» детей. Но есть и обычные издания, которые относятся к разряду «оптимистического чтения». А рядом – выставки детского и семейного творчества по мотивам прочитанных книжек. Процесс рисования и работы над поделками – разновидность арт-терапии, развивающая воображение и мелкую моторику кисти у маленьких авторов. А участие в выставке для них – стимул поверить в себя.

Содержимое «Яблочной полки» также прекрасный наглядный материал для библиотечных уроков толерантности, понимания инвалидности, предназначенных здоровым детям.

Радость чтения для всех

«Солнечный остров» не одинок – он часть (позволим себе образное выражение) «архипелага». Уже более пяти лет библиотека «Буратино» работает с «особыми детьми» в рамках городской комплексной программы «Мы – вместе». С 2008 года существует областной проект развития системы библиотечного обслуживания и содействия социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями «Радость чтения для всех». Над созданием центров информационной, коррекционно-педагогической поддержки и социокультурной реабилитации детей-инвалидов работают еще несколько подмосковных библиотек – в Дзержинском, Лыткарине, Клину.

Находить единомышленников и обмениваться с ними опытом нередко помогает интернет. На выложенную в Сети информацию электростальской детской библиотеки откликнулись коллеги из Москвы, Владимира, Ярославля, Нижнего Новгорода, Рязани.

Мы – вместе

У проекта появились партнеры и спонсоры, среди которых управление социальной защиты населения, городские социальные и медицинские учреждения, общественные и благотворительные организации, Центр патриотического воспитания, молодежный центр инноваций и информационных технологий «ЭлИн», центр культуры «Досуг», филиал Российского государственного социального университета, типография «Закора Графикс», отделение Союза женщин Подмосковья и многие другие.

Два года назад Центральная детская библиотека заключила соглашение о сотрудничестве в области культуры с городской общественной организацией молодых инвалидов «Мы – вместе!» (председатель Игорь Буров). В январе прошлого года при содействии организации и с помощью благотворительного фонда в библиотеке создана Wi-Fi-зона и подключено интерактивное телевидение. Это первые шаги в организации виртуального офиса для дистанционного общения, обучения, репетиторства, консультаций, презентаций, тренингов.

В декабре в рамках декады инвалидов библиотека и организация «Мы – вместе!» провели тематическую интернет-конференцию с коллегами из Москвы и Ярославля. Очно в конференции участвовали врач, несколько десятилетий работавший с инвалидами, и писатель Юрий Аруцев и давние друзья «Буратино» член Союза писателей России Ева Златогорова и врач-психотерапевт Владимир Иванов. Ева Александровна и Владимир Владимирович полностью незрячие и являют живой пример преодоления себя, воодушевляющий, между прочим, даже совершенно здоровых людей.

Это же можно сказать и об Игоре Бурове. В ходе интернет-конференции он говорил в частности о том, как важно донести до общества верное понимание инвалидности – не как ущербности, а как особенности состояния здоровья.

Именно это, наряду с отработкой социальных технологий работы с «особыми» людьми, формированием подкрепленного финансированием социального заказа на их обслуживание в общедоступных библиотеках и адаптацией библиотек и в целом городской среды к нуждам инвалидов, является стратегическими задачами проекта «Солнечный остров».

На снимках:

Эмблема электростальской «Яблочной полки» (автор – Григорий Гречановский)

Работники библиотеки и ее «особые» читатели