Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 23 сентября

ясно+16 °C

Онлайн трансляция

Подарить детям крылья: интервью с Александром Минаевым, руководителем театральных студий "Муравейник", действующих при городских школах

30 авг. 2017 г., 11:11

Просмотры: 360


Мнения о нем очень разные. Начиная от того, что он молодец, заканчивая тем, что он немного сумасшедший (в хорошем смысле). Но все сходятся в одном: он гений.

Новости недели | Александр Александрович, что сподвигло вас избрать нелегкий хлеб искусства лицедейства?

Минаев | Сколько себя помню, всегда хотел быть артистом, хотя семья у меня совсем простая. Отец сантехник, мама очень хорошо вязала, на заказ обвязывала весь Ногинск. В детстве, как все ребята моего времени, обожал кино, собирал открытки с фотографиями звезд, пофамильно знал отечественных актеров. Лет в шесть родители отдали меня в музыкальную школу. Больше всего нравилось петь, у меня было первое сопрано, и поэтому я всегда солировал. Но музыкой, в особенности сольфеджио, не хватало терпения заниматься, и через год музыкалку забросил. О чем до сих пор жалею.

Окончив десять классов, перед армией пару раз предпринимал попытки поступить в столичные театральные вузы, но безуспешно. Отслужив, опять держал экзамены во ВГИК и вновь провалился. Но на вступительных просмотрах присутствовали режиссеры театров российской глубинки, которые отбирали для себя потенциальных актеров, и один из них заинтересовался моей игрой. Так я оказался в Астрахани, где по протекции того режиссера был принят сразу на второй курс Астраханского института искусств по специальности «актер драматического театра». По окончании год работал в труппе астраханского драмтеатра, затем уехал в небольшой городок Мичуринск, под Тамбовом. Внешние данные мои в те годы подходили под амплуа героя-любовника, и именно в этом качестве меня знала вся округа. Это было прекрасное время, оставившее неизгладимый след в моей душе и памяти.

НН | И все-таки вы вернулась в родные края, причем переквалифицировались из актера в режиссеры.  Как это случилось?

Минаев |  Четвертый год я играл в маленьком театре Мичуринска, когда к нам приехал столичный режиссер, ученик знаменитого Анатолия Васильева. Он открыл нам, провинциальной по сути молодежи, театр – такой, каким он должен быть в современном понимании. Год мы работали вместе, а потом он забрал нас с собой в Москву. Это был конец 80-х – потрясающе интересное в плане новаторства в искусстве время. Сколько театральных студий открывалось тогда в столице! Я и сейчас горжусь тем, что был причастен к открытию четырех из них, три из которых работают и сегодня. Помнится, мы поставили комедию итальянского драматурга Дарио Фо «Укравший ногу счастлив в любви». Спектакль так понравился Олегу Ефремову, что он предложил катать его по всей стране под эгидой МХАТа. Мы объездили много городов: Челябинск, Рига, Минск… И везде был аншлаг.

Все бы хорошо, но профессия актера не давала достаточных средств для жизни, приходилось подрабатывать. В начале девяностых нам с женой, тоже актрисой, порой просто нечего было есть и нечем платить за съемную квартиру. Пришлось расстаться с Москвой и вернуться в родительский дом в Ногинск. И здесь, работая с детьми в летних лагерях, стал заниматься режиссурой. Сейчас мне самому играть уже не хочется, режиссер более свободная и даже, на мой взгляд, более творческая, чем актер, профессия. Нравится собирать спектакль по крупицам, какие-то мизансцены иногда даже снятся.

НН | Почему стали работать именно с детьми?

Минаев | Так сложилась судьба. Когда занимался с ребятами в летних лагерях (кстати, в этом году отметил 35-летие «лагерного» стажа), понял, что могу заинтересовать их театром, и начал подумывать, как организовать эту работу. Однажды мне посоветовали обратиться в электростальский лицей № 8. Когда пришел туда, поначалу недоумевал, зачем физико-математической школе театральная студия. Озвучив этот вопрос директору, получил ответ: «Даже если к вам придут два человека и им будет интересно заниматься, вы нам нужны». Меня эти слова покорили, и я понял, каким может быть современное образование. В первый год ко мне пришли восемь человек, и мы сразу поставили забавный спектакль «Восемь любящих женщин». Подходящего зала в лицее не было, играли прямо в коридорах и на лестничных площадках. Так в 1993 году началась моя педагогическая деятельность в Электростали. Сегодня руковожу четырьмя школьными студиями, все называются «Муравейник». В этом учебном году возвращаюсь после двухлетнего перерыва в восьмой лицей.

НН | Что дают ребенку занятия в театральной студии?

Минаев | Театр дает ребенку все, это всестороннее развитие. Многие недооценивают значимость театра, особенно для детей. А между тем основы актерского мастерства заключают в себе умение красиво двигаться, правильно говорить, открывают простор для полета мысли. Театр – это крылья, с помощью которых каждый человек может перенестись в мир своей мечты. На занятиях мы с ребятами очень много разговариваем. Фактически 70 процентов времени проходит в беседах, порой спорах, поисках точек соприкосновения. Мне важно, чтобы юные актеры понимали, что они делают, что происходит на сцене. Так, наш последний спектакль «Жизнь и судьба» Гроссмана вообще невозможно сыграть без глубокого нравственно-художественного осмысления войны. А перед тем как поставить «Евгения Онегина», я возил детей в Москву в театр Станиславского на одноименную оперу, хотя родители и говорили, что они ничего не поймут. Все они прекрасно поняли, не надо недооценивать людей, какого бы возраста они ни были. Театр – это серьезно, невзирая на возраст.

НН | Какие пьесы вы ставите и есть ли у вас любимый драматург?

Минаев | Предпочитаю классику, причем как в традиционной, так и в новаторской манере. Выбор пьесы зависит от того, какие ребята к тебе пришли. Бывает, ребенок приходит и с ним ничего делать не надо – он готовый актер. А иногда в студию записываются не бог весть какие артисты, зато обладающие большим и щедрым сердцем. В каждом спектакле есть два-три человека, на которых делаешь ставку, и уже вокруг них создается ядро, душа спектакля. Любимый драматург – Чехов. Кстати, со спектаклем «Дядя Ваня» мы с ребятами выступали на фестивале в Польше. Очень люблю Шекспира. Мы ставили «Укрощение строптивой» и «Короля Лира». Большой удачей был наш знаменитый спектакль «Лекарство от любви» по пьесе Красногорова. Каждый спектакль – отдельная страница в жизни.

НН | И последний вопрос: где можно увидеть ваши спектакли?

Минаев | Постоянно в субботу и воскресенье мы играем на небольшой сцене театра «Глобус» (ул. Октябрьская, 34). Приглашаем всех на наши спектакли.

Досье «НН»

Александр Минаев родился в 1962 году в Ногинске, где живет по сей день. В 1986-м окончил Астраханский институт искусств по специальности «актер драматического театра». В разное время служил в нескольких российских театрах. С 1993 года работает в электростальском лицее № 8 руководителем театра «Глобус». Ведет театральные студии в школах № 11 и 13, седьмом лицее и 17-й гимназии. Женат, трое детей.

 

 

Балашова Елена Сергеевна