Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 21 октября

малооблачно+1 °C

Онлайн трансляция

Гордо реет русский флаг

12 июня 2016 г., 12:57

Просмотры: 519


В 2019 году Россия отметит 350-летие государственного флага, впервые поднятого на корабле «Орел», построенном в подмосковном селе Дединове.

До второй половины XVII века в России не было флагов, в современном по­нимании, как знаков государ­ственной принадлежности. Были известны воинские стяги древнерусских полков, на которых изображались лики Спасителя, Богороди­цы, святых. Перед ними, освященными как иконы, совершали молебны русские воины. В литературе описаны стяги Дмитрия Донского на Куликовом поле. Древ­нейшие, дошедшие до наших времен русские знамена относятся к XVI веку. Среди них - знамя Ивана Грозного времен Казанского похода, знамя Ермака.

ОРЕЛ ДВОЕГОЛОВЫЙ

Впервые трехцветный флаг Российского государства был поднят на первенце русского военно- морского флота корабле «Орел» в селе Дединове в 1669 году.

«Оку не принято называть великой, хотя именно такой она была для моло­дого Московского государства, став глав­нейшей коммуникацией нарождавшегося единого российского рынка», - отмечают историки, краеведы Андрей Шаблин и Сергей Кочетков в книге «Дединово - село морское».

Дединову выпала честь стать «первым отечественным адмиралтейством» - ро­диной первенца российского военно-мор­ского флота, фрегата «Орел». История первой русской государственной судо­верфи началась с указа царя Алексея Михайловича (отца будущего императора Петра Великого).

На значение, какое придавал по­стройке морских судов на Дединов- ской верфи царь Алексей Михайлович, указывает тот факт, что все работы проводились под контролем приказа Новгородской четверти, ведавшего городами, располагавшимися на по­бережье Белого моря - единственного «окна в Европу» в середине XVII века. 17 ноября 1667 года государева верфь перешла в управление Посольского приказа - министерства иностранных дел Московского государства. Оба этих ведомства возглавлял выдаю­щийся государственный деятель Афа­насий Лаврентьевич Ордин-Нащокин - «Ришелье».

В декабре 1667 года царь издал указ «О титуле царском и о государственной печати», подготовленный летом того же года А.Л. Ордин-Нащокиным. Этот документ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба - «орла двоеглавого». А затем последовал еще один царский указ о присвоении фре­гату названия «Орел» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках (вымпелах. - Ред.)- нашивать изображения орлов.

Голландец Давид Бутлер, руководив­ший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот.

СВОЙ - ЧУЖОЙ

С постройкой новых морских судов возникала проблема обозначения государственной принадлежности корабля. Для этих целей служили флаги. Цвета русского флага соответствовали землям, составлявшим единое государ­ство: красный - Великороссия, синий д - Малороссия, белый - Белоруссия.

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не тре­бовалось», - поясняет историк-краевед Сергей Кочетков.

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года Сибирским приказом было велено «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на зна­мена и еловчики», говорится в издании Археографической комиссии. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хож­дения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.

Наконец, 7 мая 1669 года «Орел», а также суда сопровождения - яхта, бот, шнеки и струги - вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой - Ламберт Гельт. Об отбытии флотилии можно прочитать в книге Яна Стрюйса «Три примечательных и крайне бедственных путешествия по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Мидии, Персии, Ост-Индии...».

«За небольшой отрезок времени су­ществования дединовской судоверфи с 1667 по март 1670 года здесь были по­строены еще несколько морских судов. Предназначение флотилии было в пер­вую очередь для защиты торговых судов на Волге и Каспийском море», - говорит­ся в книге «Дединово - село морское».

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

Этот период стал знаковым для государства в плане станов­ления российской символики - герба и флага. Впервые государ­ственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как сим­вол государственной власти. И наконец, впервые на российском корабле был поднят государственный флаг.

Большинство авторитетных ученых сегодня не сомневаются в том, что госу­дарственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном ко­рабле «Орел» в Дединове. Однако честь и право называться родиной российского флага оспаривают нижегородцы. Крае­веды Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружен в их городе.

Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, что фре­гат «Орел» пришел в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчет о потраченных деньгах.

«Сохранились старые записи Якова Полуехтова о нижегородской приемке корабля как боевой единицы. Это своего рода бухгалтерский отчет об организации строительства корабля и о потраченных деньгах. В «отчете о добре» были пере­числены: закупленная оснастка, якоря, инструменты, кормовые огни. Также в документе есть перечень работ, произ­веденных нижегородцами. Например, есть упоминание о пошиве из парусного полотна. Однако среди работ, которые произвели в Нижнем Новгороде, упоми­наний о пошиве знамен не было», - от­мечает Кочетков.

Работая с архивными документами, краевед Виктор Майборода обнаружил, что капитан Давид Бутлер привез в 1669 году в Посольский приказ «Корабельно­го строя письмо», которое было затем переведено на русский. В документе было 34 артикульные статьи об орга­низации службы на корабле в мирное и военное время.

«Голландия была признанной мор­ской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознава­тельного флага государства, положен­ного по закону. За основу важнейшего для военно-морского флота России документа было «Корабельного строя письмо». Так что, кроме всего прочего, Дединово - это и родина корабельного устава отечественного военно-морского флота», - уверен В. Майборода.

КАКИМ БЫЛ ПЕРВЫЙ ФЛАГ

Ученые долго не могли прийти к единому мнению о том, каков был первый флаг, поднятый на «Орле». По одной из версий, на полотни­ще изображался синий крест и бе­ло-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах дединовского «прадедушку» российского флота, например, худож­ник В. Овчинников.

По другой, более распространенной гипотезе, на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней в Центральном военно-мор­ском музее России в Санкт-Петербурге, флаг был другой - посередине бело-си­не-красного полотнища был вышит жел­тый орел, на груди которого - красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.

Историк Сергей Кочетков находит подтверждение этой гипотезы в архив­ных материалах. О том, что на «Орле» было поднято именно такое знамя, мож­но прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 года.

Предположение о флаге с двугла­вым орлом, помещенным на полосное бело-сине-красное полотнище, поддер­живают многие авторитетные ученые, например, главный научный сотрудник Института российской истории РАН На­дежда Соболева.

«На флаге, поднятом на «Орле», не было синего креста, и красивую гипо­тезу обоснования этого, на мой взгляд, предложил доктор исторических наук Владимир Артамонов (Институт Россий­ской истории РАН). В Азовском походе крест на флаге нес вполне определен­ный смысл - олицетворял поход право­славного государя против басурман. «Крестоносного» военного похода на Каспий не предусматривалось, «Орел» ушел в Хвалынское море по коммерче­скому проекту», - поясняет Кочетков.

Также на гравюре с рисунка оче­видца тех событий парусного масте­ра Яна Стрюйса никакого креста на флаге не было, а явно просматри­ваются три полосы.

Рождение российского флага не­разрывно связано с флотом, с первым военным кораблем «Орел». Известно, что царь Алексей Михайлович велел отправить на корабль «Орел» материю белого, синего и красного цветов. Петр I хорошо знал о начинаниях своего отца и сначала во многом копировал царя Алексея Михайловича. Трехполосный бело-сине-красный флаг использовался и на торговых, и на военных судах.

Затем по указанию Петра на военных кораблях с 1712 года было учреждено белое «морское знамя» с косым Андре­евским синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом.

Историки считают, что появление этого флага связано и с учреждением в 1699 году первого российского ордена - святого Андрея Первозванного.

Позже короткое время государствен­ным флагом России было полотно из трех полос - черной, желтой и белой, в соответствии с гербовыми цветами - черный орел на золотом щите (с 1858 по 1883 год). Такое решение было при­нято на основании мнения тогдашнего герольдмейстера, но такая расцветка вызвала в обществе неоднозначное мне­ние, флаг не был признан в обществе и по указу императора Александра III бело-сине-красный стал официальным государственным национальным флагом России. После 1917 года он был упразд­нен и заменен на красный флаг с серпом и молотом, который просуществовал до 21 августа 1991 года. С этого времени Россия вновь обрела свой исторический национальный символ.

ЖИЗНЬ ПОД ФЛАГОМ

Очень важно, чтобы люди были патриотами, гордились своей страной, нашим российским флагом. Важно, чтобы людям не была безразлична родная земля, Родина, ее государственные символы. Воспитание патриотизма должно начинаться с дет­ства. Я предлагаю всем руководителям предприятий и организаций, просто жителям принять участие в общегосу­дарственном празднике - Дне государ­ственного флага, вывесить на зданиях, или личных балконах, частных домах символ государственности - наш флаг», - говорит краевед Виктор Майборода.

Достойными преемниками славных традиций сегодня являются воспитан­ники дединовского кадетского корпуса «Орел». Под знаменами военно-мор­ского и российского триколора они учатся, постигают азы военных знаний, добиваются спортивных побед, готовят­ся к служению Родине. Здесь, на родине первого российского военного корабля «Орел», российского флага и герба, мальчишки и девчонки становятся на­стоящими патриотами, сыновьями и дочерьми своего Отечества.

Подготовили Ольга ИОСИПЕНКО и Александр ВЕРЕТЕННИКОВ.

Газета «Луховицкие вести»