Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 23 сентября

облачно с прояснениями+15 °C

Онлайн трансляция

Выступление губернатора Московской области Андрея Воробьева на коллегии Министерства финансов РФ

29 апр. 2016 г., 11:00

Просмотры: 624


Я скажу коротко о трех темах. Московская область второй регион в стране и по объему консолидированного бюджета, и по численности населения. Собственные доходы в 2015 году составили почти 480 млрд рублей. Рост в прошлом году – 9 процентов. По собственным бюджетным доходам на душу населения мы на 17-м месте в стране.

Я скажу коротко о трех темах. Московская область второй регион в стране и по объему консолидированного бюджета, и по численности населения. Собственные доходы в 2015 году составили почти 480 млрд рублей. Рост в прошлом году – 9 процентов. По собственным бюджетным доходам на душу населения мы на 17-м месте в стране.

Кстати

Налоговые доходы – 430,6 млрд рублей (90 процентов). В первую очередь за счет роста земельного налога (35 процентов), акцизов на нефтепродукты (30 процентов), транспортного налога (28 процентов). Рост неналоговых доходов – 14 процентов. Самое большое падение – 17 процентов, или 3,1 млрд рублей – это акцизы на алкоголь.

Эффективность расходов

Начну сразу с темы, которая актуальна для всех регионов, – использование федеральных субсидий (постановление правительства № 999). Мы, безусловно, поддерживаем политику, направленную на результат и своевременное освоение средств. Мы приучаем к жесткой финансовой дисциплине и наши муниципальные образования.

Вместе с тем считаю, что установленная сегодня система ответственности регионов за расходованием этих средств нуждается в корректировке.

Мы знаем, что федеральные деньги идут субъекту через профильные федеральные ведомства. Нередки ситуации, когда субсидии направляются регионам уже ближе к концу года (в сентябре-октябре и даже в декабре). Фактически от оперативности федерального ведомства зависит исполнение установленных субъектам заданий. Уверен, что профильные федеральные распорядители средств должны также нести ответственность за своевременное их доведение.

Мы строим много инфраструктурных объектов. Не всегда удается уложиться в установленные сроки. Например, при дорожном строительстве неизбежно возникают проблемы с выкупом земель, наложением участков строительства на земли Гослесфонда, проведением переустройства инженерных коммуникаций различных собственников. Здесь нужна упрощенная федеральная процедура ускоренного согласования и разрешения таких ситуаций.

При этом жесткое требование о возврате 100 процентов субсидий в случае неполного (даже незначительного) их освоения, очевидно, приведет к появлению недостроя. Если выделен миллиард, а ты не освоил тысячу рублей, то регион штрафуется на миллиард. В итоге строительство школы или дорожной развязки может кратно подорожать. Считаю, что штраф должен быть привязан к сумме неосвоенных средств. Тогда наказание будет адекватным и соразмерным.

Хочу сказать о наших результатах по оптимизации расходов. В прошлом году мы провели сокращение региональных и муниципальных чиновников на 45 процентов. Мы не просто «резали» пустые ставки, а провели кропотливую работу, максимально устранили дублирование функций, в зависимости от нагрузки определили нормы по количеству делопроизводителей, бухгалтеров, кадровиков, IT-специалистов, юристов и специалистов по закупкам. Сократили количество служебного автотранспорта. Провели информатизацию работы ведомств.

В результате сэкономленные 2,1 миллиарда в  2016 году направили на увеличение расходов по здравоохранению: повышение на 20 процентов зарплаты младшему медицинскому персоналу, увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи и приобретение оборудования. Аналогичную работу провели органы местного самоуправления. Муниципальные бюджеты сэкономили около миллиарда рублей.

Значительную часть технических государственных и муниципальных функций мы передали в МФЦ. Эту работу продолжаем. А до этого практически с нуля за два года мы создали 103 офиса, с полноценными каналами связи и подробными регламентами. Отмечу, что такой подход не привел к снижению эффективности основной деятельности госорганов.

В итоге мы пришли к оптимальному показателю – 20 чел. госслужащих на 10 тыс. населения. Были 36-е в стране, а стали четвертыми после Москвы, Санкт-Петербурга и Тульской области.

Оптимизация коснулась и муниципального устройства. Мы пошли по пути создания одноуровневых муниципалитетов – городских округов. Затраты на содержание единой администрации в два раза меньше, чем на содержание муниципального района с поселениями. На сегодня мы преобразовали семь районов.

Централизация закупок. Раньше все наши 6 тыс. заказчиков объявляли торги самостоятельно. Каждый детский сад или школа были вынуждены держать свого специалиста по закупкам. Либо эту непрофильную работу вели сотрудники, не обладающие должной квалификацией. Отсюда ошибки и нарушения. В 2015 году мы создали централизованные контрактные службы. Особенно эффект почувствовали органы местного самоуправления.

В 2015 г. мы завершили перевод всех региональных и муниципальных торгов на единую электронную площадку. Работу вели в тесном партнерском режиме с ФАС. И если в 2013 году мы получили экономию в 7,2 млрд рублей, то в 2014-м и 2015-м вместе с муниципалитетами ежегодно экономили по 17 млрд рублей. Среднее количество участников увеличилось с двух до четырех. Число жалоб в ФАС сократилось в 3,5 раза. Доля малого бизнеса среди поставщиков возросла с 11 до 26 процентов.

Следующий шаг – перевод конкурсов в электронный вид.

Увеличение доходной базы

Динамика основных налогов – НДФЛ и налога на прибыль – ухудшается. В 2015 году темпы роста НДФЛ снизились более чем в два раза. Темп роста налога на прибыль тоже падает. Основной рост доходов в прошлом году был обеспечен за счет акцизов на нефтепродукты (30 процентов), транспортного налога (28 процентов) и имущественных налогов. В результате переоценки кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости в 2015 г. по этой категории мы достигли максимума.

Массовая кадастровая оценка выявила системные недочеты. В результате недостатка данных были допущены ошибки и завышенный расчет. Где-то неправильно определено местоположение, неверный вид разрешенного использования участка, где-то не хватало данных о фактическом износе здания.

В досудебном порядке мы пересмотрели стоимость по 85 тыс. заявлений. Всего обращений – 110 тыс.

Чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем уже с новыми объектами, предлагаю внести в федеральные нормативные правовые акты дополнительные характеристики объекта: функциональное назначение, фактический (физический) износ, материалы фундамента и кровли, инженерное оборудование.

Акцизы на алкоголь. В 2015 г. по ряду причин мы недобрали 17 процентов (3,1 млрд). Мы поддерживаем передачу вопроса алкогольного регулирования в ведение Минфина. Готовимся к внедрению ЕГАИС с 1 июля. У нас девять с половиной тысяч торговых точек имеют алкогольную лицензию, три тысячи из них принадлежат торговым сетям. Они зайдут в систему первыми. По остальным магазинам предстоит большая работа.

Ликвидация задолженности по налогам. Один из важнейших вопросов для каждого региона. В этой связи хочу коротко сказать о пилотной практике, которую Московская область реализовала совместно с ФНС. В наших МФЦ организован сервис, который позволяет моментально получить сведения о налоговой задолженности физического лица. Погасить ее можно там же через терминал. Людям это удобно. Услугой уже воспользовались более миллиона человек. Считаю, что мы можем распространить этот опыт на всю страну.

Экономическое развитие

Постоянный рост социальных обязательств можно обеспечить только за счет открытия новых производств. Не секрет, что высокая ключевая ставка – самый обсуждаемый вопрос в бизнес-среде. О ней говорят как об основной преграде развития экономики. В этой ситуации только государственная поддержка может дать шанс бизнесу.

Мы благодарны за решение о передаче регионам свободных экономических зон. Передача «Дубны» идет полным ходом. Общее понимание с Минэкономразвития у нас есть.

Серьезной поддержкой для строительного сектора стало решение президента и правительства о субсидировании ипотечной ставки на покупку жилья в новостройках до уровня 12 процентов годовых. Это помогло простимулировать спрос и выправить ситуацию.

Частичная компенсация капитальных затрат и покрытие расходов в сельском хозяйстве тоже дали ощутимый результат. В прошлом году мы ввели 12 новых предприятий на сумму инвестиций более 12 млрд рублей. На этот год запланировано завершение еще 20 объектов на общую сумму 23,4 млрд рублей.

Развитие отрасли подтягивает другие направления. Например, уже готов и передан на федеральный уровень проект оптово-распределительного центра на 1,9 млрд рублей. Важно не потерять эту волну. Поэтому программы системной господдержки должны быть продолжены. Инвесторы охотно идут в регионы на очевидно выгодных условиях, особенно когда программы поддержки имеют среднесрочную перспективу.

В своей работе мы нацелены на результат и являемся проводниками федеральной политики. Нашими ориентирами остаются Указы президента, а также запросы жителей на решение проблем региона. Наша работа – обеспечивать перемены для людей. Львиная доля этих перемен невозможна без существенного финансирования и поддержки федерального центра.