Электросталь. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 22 октября

пасмурно-3 °C

Онлайн трансляция

Историк кино из Электростали получил президентский грант на издание заключительного тома энциклопедии «Актеры отечественного кино»

12 апр. 2017 г., 11:53

Просмотры: 682


Как он обрел призвание историка советского кино, каким образом создавалась энциклопедия, в чем заключается его деятельность как научного сотрудника музея кино, а также планами на будущее поделился с нами Алексей Тремасов.

- Алексей Николаевич, что послужило толчком  к вашему увлечению, переросшему в профессию киноведа?

- Это случилось еще в детстве. Однажды в семейной библиотеке я наткнулся на сборник «Актеры советского кино» и влюбился в эту книгу с черно-белыми фотографиями  удивительно красивых людей.  Вместо сказок я зачитывался биографиями артистов.  Моим кумиром в те далекие годы стала Любовь Орлова. Я вновь и вновь перечитывал страницы со статьей о ней, часами мог разглядывать снимки из кинофильмов «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга».

- Однако ваша энциклопедия, как, впрочем, и ваш авторский сайт посвящены отнюдь не самым популярным актерам. Можно ли назвать ваше пристрастие именно к малоизвестным исполнителям неким актом социальной справедливости?

-Абсолютно правильное наблюдение.  Став постарше, лет в четырнадцать,  я начал создавать свой первый, еще рукописный вариант энциклопедии. Кстати, этот раритет до сих пор хранится у меня дома в качестве реликвии.  И вот тогда-то, просмотрев множество фильмов, меня стали привлекать исполнители ролей второго и третьего плана. Меня возмущало то, что об одних артистах известно всё в подробностях, а о других практически ничего. Порой даже имя актера было негде узнать. Я пытался найти о них хоть какую-то информацию, но раз за разом убеждался, что ее нет. Окончив школу, я стал ездить в Москву, в театральную библиотеку, что напротив Камергерского переулка, ныне – библиотеку искусств, работать с именной картотекой, с помощью которой нашёл ответы на некоторые вопросы относительно актёров. Это увлечение быстро переросло в настоящую страсть, одержимость. У меня была только одна цель – узнать об этих актерах все, что только возможно. И насколько мог, я с этой задачей справился.

-Как шла работа над энциклопедией? На какого читателя она рассчитана? По какому принципу вы отбирали своих героев?

- Начинали мы с моим соавтором Мариной Кравченко в 2004 году. Изначально был выбран формат справочного издания. В нашей книге нет авторского текста – только фактическая информация: максимально подробная биография, включая награды и премии, фильмография, если есть – режиссёрская, продюсерская  деятельность и т. д. Прежде всего моя книга отличатся свой эксклюзивной информативностью. Там очень много имен, о которых раньше никогда не писали и не вспоминали. Спектр огромный. Отсчетной точкой послужил 1908 год, когда вышел первый отечественный игровой фильм, и появилась профессия киноактера.

Мы ходили по архивам, изучили тысячи документов и информационных материалов. Знаете, когда берешь папку с делом актера, родившимся в позапрошлом веке, и у тебя руки после этого черные, как у шахтера, то понимаешь, что никто этих документов не касался десятилетиями. Статьи я пишу сам, интернет – только подсказка.  Кого-то из героев мы знали и находили самостоятельно, других рекомендовали знакомые актеры или Гильдия актеров кино, третьих - агенты по актерам.  Издание ориентировано  на достаточно широкий круг, в который входят как профессионалы в области кино, киноведы, студенты кино и театральных вузов, так и простые любители кинематографа.

- Насколько востребованы два первых тома вашего издания и сколько их всего предполагается? 

-С реализацией есть проблемы, потому что все крупные книжные сети работают с юридическими лицами, а мы – частные. В Москве энциклопедия продается всего в трех местах – в Доме книги на Арбате, в маленьком, но известном книголюбам магазинчике «Фаланстер» и в книжном киоске Дома кино. Это, к сожалению, все торговые точки, куда нам удалось пристроить тираж. Коммерсант из меня, надо признать, никудышный. Видимо киноведение с предпринимательством  не сочетаются. Выход третьего тома запланирован на лето этого года, а сейчас я активно работаю над четвертым, надеюсь, завершающим.  И хотя Марина склоняется к тому, чтобы выпустить еще один том, куда бы вошли новые имена,  я отвечаю – это без меня. Все же я историк советского кино.

-Как реагируют на выход книг ваши герои, не обижаются ли современные артисты, что вы про них не пишите?

- Конечно же, люди благодарят, ждут выхода новых томов. У меня есть знакомая актриса весьма преклонных лет, информация о которой вошла в третий том. Так вот она постоянно мне звонит и спрашивает – вышла ли книга? Для нее увидеть свое имя на  страницах солидного издания – высшее счастье. Иногда мои герои просят удалить из их фильмографии какие-то эпизодические роли, которые, по их мнению, неудачны. Однако я всегда объясняю, что исхожу из киноведческой точки зрения, ведь пройдут годы и уже непонятно будет – этот ли артист снялся или какой-то его однофамилец. Когда они слышат эти доводы, то соглашаются с моим мнением. Кстати, есть  на страницах энциклопедии и биографические данные о тех современных актерах, кто себя  интересно, на мой взгляд, проявил, зарекомендовал. Фактически любого популярно актера вы там найдете. Конечно, совсем уж молодых, начинающих,  мы не включаем. Я убежден, что хотя бы лет 6-7 человек должен посниматься, проявить грани своего таланта.

-Чем вы занимаетесь по долгу службы в музее кино?

- Поскольку я старший научный сотрудник, то и занимаюсь научной работой. Работаю в фототеке – это громадный фотоархив как наших известных кинематографистов, так и крупных киноорганизаций советского периода. С распадом Союза они прекратили свое существование, и все свои материалы отдали нам в музей.  Фототека насчитывает сотни тысяч единиц хранения – и все их надо систематизировать,  перевести  в электронный вид,  на каждую завести научный паспорт с подробным описанием. Это большая и серьезная  работа.

- Ваш музей открыт для посетителей?  

- Ситуация такова: музей существует с 1989 года, до 2005 года  располагался в своем собственном здании в киноцентре на Красной Пресне. Но потом музей буквально выгнали  на улицу. Если бы не Карен Шахназаров, приютивший нас на Мосфильме, то неизвестно что бы было. До 2016 год мы работали на киностудии, на очень ограниченной площади, и ни о какой экспозиции речи быть не могло. Нашими фондами пользовались исключительно узкие специалисты. Однако в 2015-м музею выделили павильон № 36 на ВДНХ, и в декабре прошлого года мы переехали в это огромное здание. Пока музей еще закрыт, потому что в павильоне ведутся отделочные  работы, но дата торжественного открытия уже известна – 15 октября. Экспозиция обещает быть очень интересной, к тому же у нас там целых три просмотровых кинозала, будут читаться лекции, проводиться фестивали и прочее, прочее.

- Есть ли, на Ваш взгляд, сегодня фильмы, достойные войти в сокровищницу отечественного кинематографа на равных с шедеврами прошлого?

- Это покажет только время. Вы знаете, что многие кинофильмы, которые мы сегодня считаем золотым фондом советского кино, после выхода на экраны признавались неудачными. Кинокритики не находили их выразительными и интересными. Однако кино делает  публика, а не критики. К сожалению, или к счастью не знаю. Из последнего, что я посмотрел, а смотрю я, как правило, с большим опозданием, два фильма произвели на меня  впечатление: это «Дирижёр»  Павла Лунгина и  «Сибирь монамур» Вячеслава Росса. Я понял, что у нас снимаются не только коммерческие фильмы, вроде всем известного и раскрученного «Сталинграда» Фёдора Бондарчука, но и хорошее, качественное кино.

- А можно спросить: как семья относится к вашему страстному увлечению?

С пониманием. Так уж получилось, что в нашей семье каждый одержим  своим делом.  Супруга – педагог, преподаватель географии, замдиректора по воспитательной работе школы № 18 - и она просто живет этим. Мы оба прекрасно осознаём, что если у нее или у меня отнять то, дорогое, чем мы занимается, то жизнь окрасится в мрачные тона. Поэтому мы стараемся  с пониманием  относиться  друг к другу. Ну а дочь, она у нас уже взрослая, 24 года, идет своей дорогой. Я ей, конечно, рекомендую для просмотра те или иные фильмы, но молодежь есть молодежь, у нее свои, далекие от моих, предпочтения, поэтому она живет своей жизнью, я не вмешиваюсь.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы получили грант.

- Я подавал документы на президентский грант, чтобы завершить свой многотомный труд. Конечно, можно было еще какое-то время не спеша поработать, но поскольку эпопея с энциклопедией тянется уже 13 лет, за которые и я и мой соавтор Марина Кравченко безумно устали, вплоть до того, что хотели всё бросить. Подавая документы я, честно говоря, особо не рассчитывал на успех и узнал-то я о получении гранта только, когда мне стали звонить и поздравлять знакомые. Сначала даже не понял – откуда они узнали, но мне пояснили, что на сайте Президента опубликован указ. Я зашёл в интернет и действительно нашел свою фамилию в большом перечне осчастливленных. Другой бы на моем месте обрадовался, а я, признаюсь,  растерялся. Все эти финансовые дела, требующие строгой отчетности, меня всю жизнь пугали и напрягали. Но я понимаю, что это поможет поставить точку в проекте. Если бы не этот миллион, мы бы точно еще год, два, а то и три тянули. А  теперь нам установили жесткие сроки – через полгода  должен быть выпущен последний том. Соответственно надо мобилизовать все свои силы, поскольку на данном этапе собрано только 50 процентов материала для последнего тома. Если раньше – мы не торопились, делали все неспешно, то теперь мне пришлось взять на  работе отпуск и трудиться в усиленном режиме.

-А чем займетесь, когда все закончится и последний том увидит свет?   

- Я много лет вынашиваю планы книги очерков об актерах. Это будет исследовательско-просветительский проект. Помимо творческого портрета мне интересно рассказать судьбу актера от рождения и до сегодняшнего или последнего его дня. Причем я хочу пояснить из какой семьи он вышел, что послужило  толчком в выборе  творческой профессии, сообщить читателю о свойствах характера и увлечениях этого человека, о том, как он любил проводить свободное время, о его семье. Конечно избегая желтизны, которой грешат сегодняшние журналисты. Материал уже собран, осталось только сесть и написать, но сначала надо закончить энциклопедию.

Елена БАЛАШОВА.

 Алексей Тремасов родился 24 февраля 1973 года в городе Электросталь в рабочей семье. Учился на литфаке Орехово-Зуевского педагогического института. С 2004 года пишет статьи об актёрах советского кино. Публиковался в «СК-новостях», «Литературной газете», «Экране и сцене». Сотрудничал с радиостанцией «Звезда». С января 2009 года — научный сотрудник Государственного центрального музея кино. В 2014 году окончил заочное киноведческое отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа. Автор четырёхтомной энциклопедии «Актёры отечественного кино», сборника «Артисты Театра киноактёра». Автор сайта об актёрах советского кино http://a-tremasov.ru/ На кинофестивале «Новое кино Италии-2011» был награжден премией имени Алехандера Гимелфарба. Член Союза кинематографистов России.